Что такое ЗПР?. Задержка психического развития у детей

Общие сведения

Задержка психического развития — это патологическое замедление нормальных темпов психического развития у детей. При данной патологии отдельные функции психики не соответствуют нормам, принятым для каждого детского возраста.

Например, ребёнок с ЗПР в 3 года не умеет разговаривать, отличается примитивным поведением, тогда как нормально развивающийся ребёнок такого же возраста уже задаёт вопросы об окружающем мире и знает простые слова и фразы.

Диагноз “ЗПР” применим только до начала среднего школьного возраста. Если после 10-11 лет сохраняются признаки ЗПР, это говорит об инфантилизме — незрелости развития личности, при которой человек не умеет быть самостоятельным.

ЗПР является обратимой патологией. Чем раньше обнаружено заболевание, тем выше шансы на его полное устранение без последствий для дальнейшего развития и качества жизни ребёнка.

Возможные причины развития ЗПР

Выделяют две разновидности детей с задержкой психического развития. Первая из них — это пациенты без нарушения развития головного мозга, а их проблемы имеют социально-педагогических характер. В раннем детстве они не получают возможность здорового психического развития, если находятся в неблагополучной обстановке, в условиях дефицита внимания и общения.

Второй тип ЗПР — это пациенты с органическими расстройствами работы головного мозга. Это могут быть врожденные либо приобретенные патологии, при которых нарушаются функции отдельных отделов мозга либо взаимосвязь между ними. Такие пациенты могут жить в том числе в благополучных семьях и получать все возможности для полноценного развития.

Не существует единственной точной причины, по которой возникает задержка психического развития. При выявлении нарушений стоит учитывать, как проходил период беременности матери. В том числе ЗПР может становиться следствием следующих факторов:

  • инфекционные заболевания матери, особенно грипп, краснуха паротит;
  • хронические болезни матери, нарушения работы сердечно-сосудистой и эндокринной систем;
  • токсикозы, особенно на поздних сроках беременности;
  • вредные привычки и различные отравления, в том числе лекарственными препаратами, химикатами, солями тяжелых металлов;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода.

Нарушения могут возникать не только в период беременности. Так, родовые травмы — одна из частых причин задержки психического развития у детей раннего возраста. Асфиксия (недостаточное поступление кислорода, удушение) во время родов снижает степень питания головного мозга и может спровоцировать ЗПР у здорового ребенка.

Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют периодически проходить обследование у педиатра, чтобы вовремя диагностировать нарушения. Они могут начинать развиваться не в младенческом, а уже в дошкольном возрасте по причине неправильной социализации ребенка, педагогической запущенности и недостаточного развития эмоциональной сферы.

Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Первый тип — ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм — это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь — учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация.

Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

Ко второй группе — соматогенного происхождения — относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться.

Сюда же относят детей из семей с гиперопекой — чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит — и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности.

Следующая группа — это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

Четвертый и последний тип ЗПР — церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно — недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции.

Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

  • поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  • патологическое течение предыдущих родов;
  • хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
  • такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  • наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  • патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Предлагаем ознакомиться  Диета при печеночной колике

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют
несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Сравнительная характеристика

Что такое ЗПР?. Задержка психического развития у детей

Умственная отсталость представляет собой синдром, вызванный органическим поражением головного мозга, и проявляется недостаточностью интеллектуальных способностей. Чаще всего умственная отсталость является врождённой, реже — приобретённой вследствие каких-либо заболеваний.

Задержка психического развития — это исключительно приобретённый диагноз. Развитие у таких детей идёт так же, как при норме, но в более медленном темпе.

Дети с диагнозом “задержка психического развития” не контролируют свои поступки и в большинстве случаев не подчиняются установленным правилам, так как не воспринимают их.

Основной вид деятельности таких детей — игровой, то есть им нравится только играть. В отличие от детей с нормальной скоростью формирования психических процессов, дети с ЗПР не интересуются окружающим миром и быстро теряют интерес к чему-либо.

Речевое развитие и познавательная деятельность заметно снижены из-за слабо развитых логики и абстрактного мышления. Ребёнку трудно выделить признаки того или иного предмета, он часто путает цвета, размеры.

Клинические признаки

Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией. У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием.

  1. Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес. Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
  2. Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач. Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
  3. Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
  4. Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
  5. Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
  6. Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.

Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.

Существует 4 типа ЗПР:

  • ЗПР конституционной этиологии — характеризуется неразвитой сферой проявления эмоций и волевых качеств. Для ребёнка с данным диагнозом характерна детская непосредственность, выраженное игровое поведение, бурные эмоции; ему трудно принимать решения. Также ребёнок с конституционной ЗПР очень зависим от мамы, в её отсутствие чувствует себя беспомощным.
  • ЗПР соматогенной этиологии — причинами являются различные заболевания организма (инфекции, хронические патологии, неврозы, врождённые и приобретённые заболевания нервной системы). Дети с соматогенной ЗПР боязливы, застенчивы, из-за чего имеют трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Также часто причиной формирования данного типа ЗПР является гиперопека ребёнка — в результате этого у ребёнка не развивается самостоятельность, что тормозит развитие психики.
  • ЗПР психогенной этиологии. Чаще всего развивается из-за неблагополучных ситуаций в семье, агрессии по отношении к ребёнку (или если ребёнок является свидетелем проявлений агрессии). Также причиной задержки развития психики могут быть длительные психотравмирующие ситуации вне семьи. Их воздействие способствует формированию у ребёнка боязливости и отсутствию инициативности.Задержка психического развития (ЗПР). Что это такое, причины у детей, классификация, лечение
  • ЗПР церебрально-органической(психофизической) этиологии. Развивается в результате органических поражений головного мозга, вызванных патологиями беременности, асфиксией при рождении или нейроинфекциями. Дети с психофизической ЗПР отличаются очень слабым проявлением эмоций, скудным воображением, плохой речью. Дети школьного возраста испытывают проблемы с письмом, чтением, не способны составить план действий во время работы.

Задержка психического развития — это патология, которая в будущем может привести к инфантилизму, поэтому важно как можно скорее выявить признаки отклонения.

Симптом

Описание

Слабая эмоционально-волевая сфера Ребёнок игнорирует правила, не осознавая, для чего они нужны. Данный симптом иногда проявляется в виде истерик и агрессии, так как ребёнок не понимает, зачем нужно спрашивать разрешение (чтобы, к примеру, взять чужую вещь).
Игровая деятельность, не соответствующая возрасту В играх у детей нет определённого сюжета, их действия носят примитивный характер. Например, в 5-6 лет дети с ЗПР могут механически катать вперёд-назад игрушечную машину, а дети без нарушений развития в этом же возрасте уже интересуются конструкторами, ролевыми играми (“дочки-матери”), строят игрушечные дома.
Двигательная активность В случае ЗПР есть 2 разных ситуации, связанных с двигательной активностью ребёнка:
  • Ребёнок обладает избыточной двигательной активностью, не может сидеть на месте в течение долгого времени. Из-за этого ребёнку могут поставить диагноз “СДВГ” — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Ребёнок имеет пониженную двигательную активность, из-за чего родственники и окружающие считают его очень застенчивым и тихим. Помимо этого, у ребёнка также понижена познавательная деятельность, отсутствует любопытность.
Отсутствие бытовых навыков Дети с ЗПР в отдельных случаях не умеют самостоятельно одеваться, принимать пищу. Некоторые не просятся сами в туалет.
Трудности в освоении учебных навыков Ребёнку трудно осваивать чтение, письмо, рисование из-за неусидчивости и невнимательности. Он не желает выполнять задания учителя. Заметить данный признак можно во время подготовки к школе.
Предлагаем ознакомиться  Гнойнички на лобковой части у женщин причина

Что приводит к ЗПР?

Белякова Александра Владимировна

Причинами ЗПР могут быть:

  • нездоровое течение беременности (заболевания матери в период вынашивания плода, употребление алкоголя, наркотиков, курение, внутриутробные инфекции и гипоксия плода);Задержка психического развития (ЗПР). Что это такое, причины у детей, классификация, лечение
  • родовая травма;
  • приобретённые инфекции и травмы у ребёнка;
  • хронические болезни у ребёнка;
  • частые и длительные психотравмирующие ситуации;
  • социальные факторы (ограниченный эмоциональный контакт с матерью, лишения и запреты с раннего возраста).

В более редких случаях ЗПР развивается после прививки АКДС. Также причиной патологии может стать приём каких-либо лекарственных препаратов.

Виды и классификация

Все варианты задержки психического развития принято делить на 4 категории. Они обусловлены разными причинами и характеризуются собственными особенностями течения. Этот фактор важен при постановке диагноза, поскольку позволяет провести своевременную и грамотную работы по адаптации и социализации ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с работой в коллективе, достижением целей и личностным ростом.

Первый тип ЗПР еще называют психическим инфантилизмом. Он проявляется нарушением эмоционально-волевой составляющей и задержкой ее формирования. Это не болезнь, а комплекс поведенческих особенностей, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на развитие ребенка, его способности к обучению и работу в коллективе. У таких детей проявляются характерные признаки, которые могут указывать на ЗПР даже в раннем возрасте:

  • несамостоятельность, ощущение беспомощности в отсутствии родителей или других знакомых взрослых людей;
  • сложности с адаптацией в новых условиях;
  • частые перепады настроения, нестабильный эмоциональный фон;
  • слишком бурные проявления эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Дети с ЗПР конституционального происхождения визуально не отличаются от сверстников. У них отсутствуют проблемы с речью, они выглядят активными и положительными. Однако, по уровню эмоционального развития они менее зрелые, с возрастом эти развития могут сглаживаться.

К этой категории относятся дети, которые отличаются слабым здоровьем с раннего возраста. У них могут диагностироваться частые простудные заболевания, аллергические проявления, нарушения работы сердца и сосудов. У них может быть индивидуальный режим работы, отдыха и физической активности, ограничения для занятий спортом и другие особенности, из-за которых они не могут полноценно находиться в детских коллективах, социализироваться и развиваться. К частым проблемам, с которыми необходимо работать у детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения, относятся:

  • недостаточность внимания и отсутствие концентрации;
  • быстрая утомляемость как от физической, так и от умственной активности;
  • низкая активность и желание познавать окружающий мир.

К этой категории относятся дети, которые находятся под постоянной опекой родителей и старших родственников. Это может происходить в том числе из-за их слабого здоровья, склонности к частым простудам и сниженного иммунитета. У таких детей отсутствует мотивация к самостоятельному изучению новых вещей, снижается концентрация внимания, появляется излишняя тревожность.

Что такое ЗПР?. Задержка психического развития у детей

Кроме того, у них нет возможности принятия решений, что становится причиной снижения мотивации. Такая ситуация характерна для благополучных семей, где есть все условия для лечения и воспитания ребенка. Однако, гиперопека часто препятствует нормальному развитию личности, поэтому с этим фактором также необходимо работать.

Следующая категория задержки психического развития характерна для неблагополучных семей. Насилие, нездоровый эмоциональный фон, конфликты, в том числе между взрослыми, становятся причиной нарушения формирования личности ребенка. У таких детей наблюдается излишняя застенчивость, страх перед выражением эмоций, эмоциональная нестабильность и частые смены настроения.

Гипоопека — одно из наиболее распространенных проявлений педагогической запущенности. Ребенок, который растет без возможности наблюдать нормальные отношения в семье, не обучается в детских учреждениях, не может взаимодействовать в коллективе. В дальнейшем это приводит к сложностях с коммуникацией, дефициту мотивации и другим проблемам, которые становятся на пути к личностному росту, профессиональному развитию, отношениям со сверстниками.

В отличие от предыдущих разновидностей задержки психического развития, этот тип связан с органическими повреждениями центральной нервной системы. Нарушение функции головного мозга минимально, поэтому у ребенка остаются все шансы на полноценную социализацию и адаптацию в обществе. Диагноз может возникать вследствие осложненных родов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

Проявления этого состояния индивидуальны, в зависимости от характера повреждений и локализации патологического очага. Поскольку в раннем возрасте возможности к регенерации очень высоки, нервные ткани постепенно восстанавливаются и обеспечивают развитие ребенка во всех сферах. Однако, для этого необходимо выполнить длительную и трудоемкую работу, в том числе с профильными специалистами.

Существуют и другие классификации синдрома задержки психического развития. Первая из них была разработана в СССР и применялась для диагностики в детских общеобразовательных учреждениях. Она выделяет всего два типа нарушений:

  • неосложненный инфантилизм психофизического и психического характера;
  • вторичная ЗПР, которая проявляется вследствие церебрастении (снижении мозговой функции) любого происхождения.

Также выделяют классификацию, разработанную В.В. Ковалевым. Она различает 4 основных типа ЗПР, которые развиваются под влиянием биологических факторов:

  • дизортогенетический — характерен при инфантилизме у детей;
  • энцефалопатический — следствие минимальных повреждений нервной системы;
  • вторичная ЗПР при заболеваниях систем-анализаторов, в том числе при значительном снижении слуха и зрения;
  • ЗПР, которая возникает при ранней депривации в социуме (например, при необходимости длительной госпитализации и отсутствии социальной адаптации).

Наиболее принятая классификация ЗПР сегодня — это 4 типа нарушений, в зависимости от этиологического фактора. Именно она выделяет задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Она считается наиболее емкой и включает все случаи ЗПР. Однако, в некоторых случаях сложно точно определить категорию, к которой относится болезнь, поэтому также можно выделить смешанные разновидности.

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Диагностикой и лечением задержки психического развития занимается целая группа врачей: невролог, дефектолог, логопед, психотерапевт. При подозрении на ЗПР сначала необходимо обратиться к неврологу, который после обследования даст направления к другим специалистам.

Во время диагностики врач собирает анамнез, включающий данные о составе семьи, болезнях ребёнка, психологической обстановке, окружающей его. Обязательно учитываются все симптомы, замеченные родителями.

Задержка психического развития (ЗПР). Что это такое, причины у детей, классификация, лечение
Отличие задержки психического развития от умственной отсталости

Также невролог проводит с ребёнком беседу, во время которой следит за следующими факторами:

  • проявление эмоций;
  • речь;
  • мимика;
  • внимание;
  • способность выстраивать примитивные логические цепочки и причинно-следственные связи.
Название методики Цель Описание Результат
Методика Лиепинь Оценка распределения и сохранения внимательности. Ребёнку выдаётся лист, на котором изображены предметы 3 видов: ели, мячи и грибы. Предметы расположены по 8 в каждом ряду.

Для оценки сохранения внимательности ребёнок должен зачеркнуть ряд с мячами.

Для выявления нарушений распределения внимания ребёнок должен зачеркнуть ряд с елями карандашом красного цвета, а ряд с мячами — синего.

Если ребёнок испытывает заметные трудности при выполнении задания и показывает результат ниже 50%, то это свидетельствует о нарушениях развития внимания и наличии ЗПР.
Тест Когана Изучение схематического мышления. Ребёнку предлагается таблица с изображением фигур разных цветов, а также карточки с изображениями тех же фигур и цветов. Тестирование проводится в 2 этапа:
  1. Ребёнок должен сгруппировать карты в зависимости от формы или цвета изображённого предмета.
  2. Ребёнок должен, смотря на таблицу, разложить карты таким образом, чтобы каждая карта попала в соответствующую клетку.
Если ребёнок испытывает заметные трудности при выполнении задания и показывает результат ниже 50%, то это свидетельствует о нарушениях развития внимания и наличии ЗПР.

Узкие специалисты проводят дополнительное тестирование, направленное на изучение развития речи, эмоций, интеллекта.

В некоторых случаях назначаются лабораторные и инструментальные методы диагностики, целью которых является выявление причин задержки развития психики. Могут назначить УЗИ и энцефалограмму головного мозга, генетический тест, анализы крови на наличие инфекций. В редких случаях назначают анализы крови на выявление аутоиммунной патологии, которая может тормозить развитие психики.

Предлагаем ознакомиться  По каким признакам узнать контагиозный моллюск и как его вылечить?

Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза.

Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.

Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом. Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений.

В Клиническом Институте Мозга есть все необходимые условия для диагностики и коррекции задержки психического развития. Однако, врачи акцентируют, что полноценная работа с пациентом также включает домашнюю работу и обеспечение нормального эмоционального климата в семье. При подготовке к рождению и воспитанию детей есть возможность посетить психолога и получить емкие рекомендации, как избежать проблем и создать максимально комфортные условия для развития ребенка не только физически, но и эмоционально.

Как происходит общение?

Дети дошкольного возраста с задержкой развития психики чаще всего одиноки, так как им трудно выстраивать отношения со сверстниками из-за трудностей с усвоением правил, а также из-за страха, замедленной реакции и проблем с речью.

Дети без отклонений в развитии очень редко принимают в свою компанию ребёнка с ЗПР; а если ребёнок с ЗПР находится в группе детей, которые развиваются по возрасту, то он с ними почти не взаимодействует. Если 2 ребёнка (здоровый и с отклонениями) играют вместе, то у них почти отсутствует словесное общение.

Школьникам с ЗПР также трудно выстраивать общение со сверстниками — они предпочитают работать в одиночку. В некоторых случаях у ребёнка возникает страх перед коллективом, и он старается избегать его. Для ребёнка школьного возраста также характерна тяга к маленьким детям, так как они лучше принимают его.

Для детей всех возрастов, имеющих задержку психического развития, характерно неумение поддерживать диалог. Они не могут чётко ответить на даже самый простой вопрос, слушать и боятся высказаться в присутствии других людей (особенно незнакомых).

Эмоциональное состояние

В большинстве случаев у детей с ЗПР имеется отставание в эмоциональном развитии, которое выражается в слабости волевых усилий — когда ребёнок не способен сделать над собой усилие, чтобы сделать то, что “надо”.

Что такое ЗПР?. Задержка психического развития у детей

Также дети с нарушениями развития психики могут иметь излишнюю тревожность, у них легко меняется настроение. Любой повод, даже самый незначительный, может вызвать сильное эмоциональное возбуждение, смех (в некоторых ситуациях неуместный). В разговорах они часто бывают излишне эмоциональны, громко говорят и, в целом, выглядят возбуждёнными.

У школьников младших классов (особенно тех, кто до специальной школы учился в обычной) отмечается низкая самооценка из-за того, что они сравнивают свои успехи с чужими.

Прогноз

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть
преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной
коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они
способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают
самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже
ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование
беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и
соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и
развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у
специалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Задержка психического развития — это не приговор. При своевременном обращении к специалисту и раннем начале лечения шансы того, что ребёнок сможет догнать по уровню развития своих сверстников и с успехом учиться в обычной школе, существенно повышаются. Если ЗПР не вызвана органическим поражением ЦНС, то патологию можно вылечить в короткое время.

К 6-7 годам жизни ребёнка шансы полностью вылечить ЗПР минимальны, и тогда он будет испытывать трудности при учёбе в обычной школе. Для таких детей существуют специальные коррекционные классы, в которых имеется небольшое количество учеников (не более 12 человек) и к ребёнку осуществляется индивидуальный подход. Занятия в таких классах проводят педагоги-дефектологи.

При лечении ЗПР важно следовать всем рекомендациям врача, создать благоприятную обстановку дома (чтобы исключить стрессы и травмирование психики ребёнка), больше общаться с ребёнком и заниматься с ним творческой и активной деятельностью.

При этом не нужно чрезмерно опекать ребёнка — важно давать ему быть самостоятельным для формирования бытовых привычек и навыков, но всё равно его следует поддерживать. Необходимо только направлять ребёнка и при необходимости корректировать его действия.

Выявленную задержку психического развития необходимо лечить. Важно вовремя обнаружить симптомы патологии и не запускать ситуацию, так как в будущем это приведёт к тому, что ребёнок не будет обладать бытовыми навыками, не сможет нормально обучаться и общаться с людьми.

Оцените статью
Мужская психология
Adblock detector