Определение и типы акцентуации характера

В каких случаях акцентуации могут перерасти в патологию

  • Неблагоприятные условия среды, которые бьют по акцентуированной черте, как по самому слабому месту, например для конформной акцентуации – это неприятие человека в коллективе.
  • Длительное воздействие этого фактора.
  • Воздействие неблагоприятного фактора в период, когда человек наиболее уязвим. Чаще всего это младшие классы и подростковый возраст.

Если эти условия выполняются, акцентуация усугубляется и переходит в психопатию, которая уже является психическим расстройством.

Определение

Акцентуации (в переводе с латыни accentus –ударение) являются крайними проявлениями нормального состояния, которые характеризуются наличием в характере отдельных черт, которые гипертрофированы.

Акцентуация — достаточно распространенное явление. Акцентуации у подростков встречаются в 95% случаев, у взрослых — до 50%.

В основном всему виной врожденные качества темперамента. Если у человека темперамент холерика, то вероятно развитие возбудимого типа, если сангвиника — гипертимного. Большое значение могут оказывать хронические или психотравмирующие ситуации, возникшие в детском или подростковом возрасте. Например, буллинг со стороны одноклассников. Также влияние на развитие акцентуаций могут оказывать особенности воспитания.

С одной стороны черты характера, которые проявляются в усиленной мере, делают личность более устойчивой к определенным факторам, успешной в нужной ситуации. К примеру, талантливыми актерами являются люди, у которых преобладает истероидный тип, индивиды, легко находящие общий язык с разными категориями людей, имеют гипертимный тип.

Также данное явление может осложнять жизнь человеку. Можно привести пример с людьми, имеющими гипотимный тип. У них возникают серьезные проблемы при необходимости завязать с кем-то знакомство. Также стоит учитывать тот факт, что при наличии сложной ситуации усиленная черта может перерасти в психопатию, а это в свою очередь спровоцирует развитие невроза или подтолкнет на возникновение алкогольной, наркотической зависимости, совершение противоправного действия.

Акцентуации могут проявляться двумя формами:

  • явная – характерны специфические проявления;
  • скрытая — не проявляется, обнаруживается при наличии критических ситуаций, затрагивающих наиболее проявляемые черты характера.

Стоит учитывать вероятность перехода в патологическое состояние. Поэтому важно знать, что именно может на это указывать:

  • плохие условия окружающей среды, которая негативно воздействует на акцентуированную черту, например, для человека с конформным типом личности его неприятие коллективом;
  • продолжительное воздействие данного фактора;
  • влияние отрицательных факторов в уязвимые периоды жизни, в частности, в детском и подростковом возрасте.

Чем акцентуации отличаются от психопатий?

  • психопатия проявляется во всех социальных ситуациях;
  • психопатия отличается постоянством во времени;
  • психопатия нарушает социальную адаптацию, гибкость поведения при взаимодействии с окружающими в зависимости от ситуации.

Определение и типы акцентуации характера

Считается, что на формирование акцентуаций оказывают влияние врожденные свойства темперамента. Так человек, рожденный холериком, склонен к развитию акцентуации по возбудимому типу, а сангвиник к гипертимному. Усиление отдельных черт характера происходит в детском и подростковом возрасте под воздействием хронических психотравмирующих ситуаций (постоянное унижение сверстниками) и особенностей воспитания.

  • Явная – проявляется в поведении человека в большинстве ситуаций, но не нарушает его способности приспосабливаться к различным социальным ситуациям (знакомство, конфликт, общение с друзьями).
  • Скрытая – не проявляется в жизни, может обнаруживаться только в критических ситуациях, которые затрагивают акцентуированные черты характера.

Каждый ученый, занимавшийся акцентуациями характера, выделял свои виды. На сегодняшний день их описано несколько десятков. В этой статье будут описаны основные из них.

Психологи стали заниматься проблемой акцентуаций личности во второй половине ХХ века. Поэтому в вопросах классификации, диагностики и коррекции остается множество спорных вопросов.

Где используется методика Личко «Акцентуации характера»

Тестирование содержит 143 вопроса. Все они в большей мере ориентированы на детскую возрастную группу. Применяется оно для определения ярко выраженных деформаций психоэмоционального состояния и позволяет оперативно начать коррекцию негативных мыслей для предупреждения более серьезных психологических проблем.

Кому подойдёт тест

Опросник позволяет выявить тип и степень выраженности у взрослых и детей. Исследования более эффективны для последних, так как в силу возрастных изменений, колебаний физических и моральных устоев, акцентуационные психотипы проявляются намного чаще и более ярко видны.

Сильно выраженные черты могут перерастать в более серьезные проблемы – психопатию или хронические неврозы, вызывать алкоголизм, неправомерное поведение, антисоциальные поступки. Зная эти негативные особенности вашего ребенка, вы сможете вовремя предпринять меры по их устранению или хотя бы не допустить их дальнейшего развития и прогрессирования.

Не все акцентуации негативны. Некоторые из них могут оказаться вашим талантом и сильной стороной. Важно вовремя их заметить и направить в правильное русло. Такие данные вы сможете применить в профессиональной и личной деятельности для быстрого достижения целей, успеха и адаптации в обществе.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Портрет Карла Леонгарда

Карл Леонгард

По методу Личко за основу берется типология психопатий.

  1. Гипертимный. Хорошие тактики, при этом у них трудности со стратегией. С легкостью адаптируются к новым условиям. Способны улучшить свое положение. Однако, не могут обдумывать возможные последствия своих действий, нередко сталкиваются с тем, что ошибаются в выборе друзей. Такие индивиды общительны, постоянно в хорошем настроении.
  2. Циклоидный. Характерна повышенная раздражительность, апатичное настроение. Таким людям трудно переживать любые неприятности, они остро реагируют на замечания и критику. Настроение может быстро сменяться с приподнятого на угнетенное.
  3. Сенситивный. Такой человек чувствителен к любым событием, как к радостным, так и к трагичным. Имеет место боязнь общения с незнакомцами. Рядом с ними он может вести себя замкнуто, стыдливо. Не исключено развитие комплекса неполноценности. У таких индивидов могут наблюдаться проблемы адаптации в новом коллективе. Характерно сильное чувство ответственности.
  4. Шизоидный. Такие люди больше любят находиться в одиночестве, они демонстрируют свое равнодушие. Таким личностям сложно ощутить то, что чувствует другой человек, сочувствие им не свойственно. Также данные индивиды не любят показывать свои эмоции.
  5. Истероидный. Такие люди нуждаются во внимании со стороны, для них характерен эгоцентризм. Присутствует потребность в том, чтоб их выделяли среди остальных людей, обращали на них внимание, восхищались. Такие люди неспособны быть неформальными лидерами или зарабатывать авторитет среди ровесников.
  6. Конформный. Характерно отсутствие инициативности, своего мнения. Такие индивиды находятся под влиянием авторитетов, подчиняются группам. Для них характерно желание соответствовать большинству, быть «таким, как все».
  7. Психастенический тип. Данные индивиды склонны к самоанализу, занимаются размышлениями. Как правило, такие личности высокоинтеллектуальные, может присутствовать самоуверенность. В ситуации, когда необходима внимательность, могут решиться на импульсивные поступки. Не исключено возникновение обсессий, необходимых для преодоления повышенной тревожности. Иногда развивается пристрастие к наркотическим веществам, к алкоголю. В отношении с другими людьми ведут себя деспотично, мелочно.
  8. Паранойяльный. Данный тип в основном проявляется после тридцати лет. Является продолжением шизоидной или эпилептоидной акцентуации. Присутствует завышенная самооценка, мысли о своей исключительности.
  9. Неустойчивый. Проявляется повышенной тягой к безделью, развлечениям, интересы отсутствуют, также нет целей в жизни, человека не беспокоит его будущее. Характерно фраза «плыву по течению».
  10. Эмоционально — лабильный. Присутствуют частые перепады настроения, поведение непредсказуемо. Перепады могут быть обусловлены даже незначительными мелочами. Считаются хорошими эмпатами, чувствуют других людей.
  11. Эпилептоидный. Характерна жесткость, желание заполучить власть над другими. Такой человек всегда стремится занимать лидерские позиции. Такие люди многого достигают в профессиональной деятельности. Начальник с данным типом будет устанавливать жесткий режим в своем коллективе.

Леонгард выделял основные и дополнительные черты характера. Основные являлись стержнем личности, которые были ответственными за психическое состояние здоровья человека. Всего он выделял три группы.

Акцентуации, которые относятся к темпераменту, образовались на основе черт.

  1. Эмотивный. Добрый человек, сострадателен к близким, всегда исполнителен, у него обострено чувство долга. Однако, присутствует стеснительность, некая трусость, повышенная плаксивость.
  2. Аффективно-экзальтированный. Такая особа влюбчива, общительна, проявляет повышенное внимание к близким, альтруист. Присутствует склонность к паническим настроениям, не исключены перепады настроения.
  3. Аффективно — лабильный. Такая личность ранима, способна оказать сопереживание, присутствуют высокие принципы морали. Не исключены циклические смены настроения, определяющие отношение данного индивида к другим людям. Такая личность не терпит равнодушия к себе, не допускает одиночества, не воспринимает грубость.
  4. Тревожный. Достаточно дружелюбный человек, самокритично к себе относится, всегда исполнителен. Часто находится в сниженном настроении, имеет возможность отстаивать собственные интересы. Важно, чтоб его кто-то поддерживал.
  5. Дистимический. Такие люди добросовестны, не многословны. Высоко ценят своих друзей. Однако, данные индивиды весьма замкнуты, у них имеется предрасположенность к пессимизму, пассивности.
  6. Гипертимный. Такой человек оптимист, он общителен, активен, любит трудиться, остается устойчивым к стрессу. Все дела доводит до конца. Данный индивид не допустит контроля своих действий, не любит одиночества.
Предлагаем ознакомиться  Как объяснить ребенку про развод

Акцентуации, которые относятся к характеру в качестве социального образования.

  1. Возбудимый. Перепады настроения, не исключены вспышки гнева. Когда состояние спокойное, такой человек будет проявлять себя добросовестно, указывать на свою заботливость. Если его захлестывает гнев, перестает себя контролировать.
  2. Застревающий. Такой человек всегда ответственный, устойчив перед стрессами, вынослив. Он обидчивый, подозрительно относится к незнакомцам. Характерна повышенная ревность, занудство.
  3. Педантичный. Данная личность всегда строго следует правилам, добросовестная. Однако, может присутствовать занудство.
  4. Демонстративный. Человек артистичный, является харизматичной личностью. Стремится быть лидером. Присутствует тщеславие, склонность к эгоизму.

Типы, которые относятся ко всей личности.

  1. Экстравертированный. Такой человек дружелюбен, не будет претендовать на роль лидера. Достаточно болтлив, ведет себя легкомысленно, легко оказывается под чужим влиянием. Не исключены импульсивные поступки.
  2. Интровертированный. Такая личность ведет себя принципиально. Человек сдержанный, сконцентрирован на своем внутреннем мире. Имеет место развитая фантазия. Как правило, данные индивиды отстаивают свое мнение, не допускают чужого вмешательства в их личную жизнь.

Немецкий психолог Карл Леонгард разделял все черты характера на основные и дополнительные. Основные – это стержень личности. Они ответственны за ее психическое здоровье. Если одна из этих черт усилена (акцентуирована), то она определяет поведение человека. При воздействии на нее неблагоприятных факторов может развиться патология.

Группа Тип акцентуации Характеристика
Типы акцентуаций, относящиеся к темпераменту, как к природному образованию Эмотивный Добрый, сострадательный, гуманный, ценит близких друзей, миролюбивый, исполнительный, имеет обостренное чувство долга. Но при этом отличается боязливостью, слезливостью и стеснительностью.
Аффективно-экзальтированный Общительный, влюбчивый, отличается хорошим вкусом, внимательный к близким, альтруистичный, способен на высокие чувства. Но при этом склонен к панике, теряется в условиях стресса, подвержен сменам настроения.
Аффективно-лабильный Мягкий, ранимый, способен к сопереживанию, имеет высокие моральные принципы. Но склонен к резким циклическим сменам настроения, которые определяют его отношения с людьми. Не терпит одиночества, равнодушия, грубости.
Тревожный Дружелюбный, верный, исполнительный, самокритичный. Настроение часто снижено, робкий, не отстаивает свои интересы, нуждается в поддержке.
Дистимический (гипотимный) Добросовестный, серьезный, немногословный, высоко ценит друзей. Но при этом индивидуалист, замкнут, склонен к пессимизму, пассивен.
Гипертимный Общительный, оптимистичный, активный, выносливый, трудолюбивый, не теряет контроль в стрессовых ситуациях. Легкомысленен, редко доводит начатое до конца. Не терпит одиночества и строгого контроля.
Типы акцентуаций, относящиеся к характеру, как к социальному образованию Возбудимый Отличается перепадами настроения и бурными вспышками гнева. В спокойном состоянии заботливый, добросовестный, аккуратный. Во время вспышек гнева плохо контролирует свое состояние, раздражителен.
Застревающий Ответственный, стрессоустойчивый, упорный, выносливый, предъявляет к себе и другим высокие требования. Но при этом подозрительный, обидчивый, занудный, ревнивый, несколько конфликтный. Не терпит, когда кто-то другой претендует на его место.
Педантичный Аккуратный, строго придерживается правил, надежный, добросовестный, миролюбивый. Но часто отмечаются занудливость, брюзжание, не работе – бюрократизм.
Демонстративный Артистичный, харизматичный, общительный, имеет развитую фантазию, стремится к лидерству. Но при этом тщеславен и склонен ко лжи, эгоистичен. Не терпит, когда ему не уделяют внимания, страдает, если его авторитет подорван.
Типы акцентуаций, относящиеся к личности в целом Экстравертированный Общительный, дружелюбный, внимательный, исполнительный, всегда готовый выслушать, не претендует на лидерство. Но при этом болтлив, легкомысленен, легко попадает под чужое влияние, склонен к необдуманным импульсивным поступкам.
Интровертированный Принципиальный, сдержанный, погруженный в свой внутренний мир, морально развит, отличается богатой фантазией. Но при этом замкнутый, упрямый, отстаивает свою точку зрения, даже в том случае, если оказывается неправ. Не терпит вмешательства в его личную жизнь.

Работа над собой

Лечение основано на снижении интенсивности проявлений усиленных черт. Однако, не во всех случаях оно необходимо. На самом деле, коррекция нужна, если акцентуация влияет на социальную адаптацию.

  1. Для истероидного типа. Общаться нужно спокойно, речь должна быть тихой. Нужно научиться совершать добрые дела, при этом не показывать и рассказывать о том, что именно Вы совершили данное действие. Находясь в компании людей, необходимо вести себя тихо, спокойно, представить себя невидимкой. Большое значение необходимо уделять аутотренингу, которым нужно заниматься ежедневно. Важно научиться любить себя таким, каким Вас создал Бог, повышать свою самооценку.
  2. Для эпилептоидного типа. Нужно научиться прощать обиды, не держать ни на кого зла. Необходимо позаботиться о развитии терпимости, научиться доброжелательно относиться к другим людям. Важно уметь проявлять щедрость. Желательно стать хорошим слушателем, не перебивать говорящего, уметь поддержать. Нужно научиться ставить себя на место другого человека.
  3. Для шизоидного типа. Необходимо освоить копирование мимики оппонента, научиться понимать, какую эмоцию он переживает в данный момент. Важно быть доброжелательным, к другим людям относиться так, как хотите, чтобы они относились к Вам. Могут понадобиться такие упражнения, как игра в холерика, человек учится говорить быстро, громко и импульсивно.
  4. Для циклонного типа. Нужно завести ежедневник. В нем отмечать, какие задачи Вы планируете, также нужно описывать свои переживания и эмоции в той или иной ситуации. Нужно задумываться над тем, как стоит измениться, чтоб не мешать жизни других людей.
  5. Для параноидального типа. Не нужно верить первому впечатлению, необходимо научиться определять мотивы людей. Нужно постараться вести себя спокойно, не допускать замечаний в сторону другого человека. Нелишним будет посетить тренинг по коммуникативному поведению. Большое значение имеют релаксационные упражнения, можно заняться медитацией или йогой. Необходимо научиться делать людям комплименты, когда они этого заслуживают.
  6. Для неустойчивого типа. Человек должен научиться противостоять собственной лени, делать вещи, которые ему необходимы. Нужно себя мотивировать.
  7. Для лабильного типа. Нужно рационально подходить к проблемам, к их решению. Необходимо завести дневник, в котором отмечать свое настроение, в частности, по каким причинам оно сменяется. Научитесь контролировать эмоции, не позволяйте им управлять Вашими действиями. Аутотренинг поможет найти баланс, нормализовать нервное состояние. Поспособствует избавлению от повышенной чувствительности к ситуациям, которые начинают раздражать, выводить из себя.
  8. Для конформного типа. Нужно научиться развивать критическое мышление. Сталкиваясь с каким-то событием, нужно обдумывать возможные последствия. Если Вам что-то хотят посоветовать или зовут куда-то пойти, Вы должны в ответ тоже кого-то позвать, предложив поступить иным путем. Совершайте нестандартные поступки, учитесь выходить из зоны своего комфорта.
  9. Для астено-невротического типа. Представьте, что являетесь супергероем и Вам все под силу. Постоянно расширяйте круг общения, развивайте свое чувство юмора.
  10. Психастенический тип. Когда появляются какие-то страхи, нужно представить, что объект боязни уже совершенное дело. Не стремитесь всегда соответствовать установленным порядкам, иногда отходите от правил. Делайте зарядку для лица, для того, чтоб расслабить мышцы.
  11. Если у Вас гипертимный тип, то понадобится навести порядок на своем рабочем месте, в шкафу. Это необходимо для систематизации мыслей в голове. Всегда доводите начатые дела до их логического завершения. Заведите ежедневник, указывайте в нем все свои задачи, планируйте действия.
  12. Если у Вас сенситивный тип, то необходимо хвалить себя за каждую победу. Можно сделать специальный плакат, на котором отметить свои достоинства и достижения. Нелишним будет обратиться к чувству юмора, это позволит снизить чувство дискомфорта.

Помощь психолога

Когда человек не в состоянии самостоятельно противостоять акцентуации, он может обратиться за помощью к специалисту. Применяются следующие методы психотерапии.

  1. Индивидуальные беседы. Пациенту рассказывают о его уязвимых местах, о том, как необходимо уравновешивать черты своего характера.
  2. Групповые занятия. Собираются люди, которые имеют схожие акцентуации, разговаривают на тему, которая для всех полезна. Психолог обучает, какие модели поведения являются продуктивными в различных ситуациях, рассказывает о правилах правильного общения с людьми, объясняет, как необходимо взаимодействовать с членами семьи.
  3. Семейная терапия. В процессе учения задействованы вся семья. Происходит налаживание взаимоотношений, улучшение семейной атмосферы.
  4. Психологические тренинги. Занятия, которые обучают, как необходимо правильно себя вести в определенных ситуациях.
  5. Методика психодрамы. Является групповым методом, который основан на создании волнующей ситуации. Оказывается помощь в выработке правильного поведения, общения с родными людьми.
Предлагаем ознакомиться  Незаменимые мужские витамины

Теперь Вы знаете, что собой представляет акцентуация характера человека. Как видите, данное явление иногда нуждается в коррекции. Если обнаруживаете у себя состояние, которое оказывает негативное влияние на Вашу жизнедеятельность, отправьтесь на прием к психологу или психотерапевту. Также можно попробовать справиться самостоятельно, своими силами. Главное, не бездействовать, ведь Вы достойны лучшей жизни.

Типы акцентуации характера по К. Леонгарду

Кому подойдёт тест

Личностный опросник, разработанный Г Шмишеком, предназначен для выявления акцентуаций характера. В его основе лежит классификация акцентуаций, разработанная Леонгардом. Взрослый тест акцентуации характера по Шмишеку состоит из 88 вопросов. На каждый их них необходимо отвечать да ( ) или нет (-). Не рекомендуется долго задумываться над вопросами, а отвечать так, как кажется на данный момент. Детский вариант теста аналогичный и отличается лишь формулировкой вопросов.

Каждый из 88 вопросов характеризует какую-либо акцентуированную черту.

  1. Гипертимность
  2. Дистимность
  3. Циклотимность
  4. Возбудимость
  5. Застревание
  6. Эмотивность
  7. Экзальтированность
  8. Тревожность
  9. Педантичность
  10. Демонстративность

Полученные результаты обрабатывают с помощью ключа. По каждой черте баллы суммируются и множатся на соответствующей этой черте коэффициент.

Шкала 1 балл присваивается за Коэффициент
Ответ «да» Ответ «нет»
Гипертимность 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77   3
Дистимность 9, 21, 43, 74, 87 31, 53, 65 3
Циклотимность 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84   3
Возбудимость 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86   3
Застревание 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 12, 46, 59 2
Эмотивность 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 25 3
Экзальтированность 10, 32, 54, 76   6
Тревожность 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 5 3
Педантичность 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 39 2
Демонстративность 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 51 2

Каждой шкале присваивается балл, от 0 до 24.

  • 0-6 – черта не выражена.
  • 7-12 – черта выражена средне;
  • 13-18 – выраженность выше среднего;
  • 19-24 – акцентуированная черта.

На основе полученных баллов строится график, который также очень важен, поскольку дает возможность охарактеризовать личность в общих чертах.

  • 1-2 акцентуированных черты (свыше 19 баллов) на фоне низких показателей остальных черт, говорят о том, что у человека явная акцентуация личности.
  • На фоне средних показателей выделяются 2-3 черты (до 18 баллов). Результат указывает на то, что эти черты выражены, но не достигли уровня акцентуации и не нарушают его адаптацию. В данном случае можно охарактеризовать человека по ведущим качествам.
  • Большинство черт свыше 18 баллов свидетельствует о том, что человек сложный в общении. Если же несколько черт имеют свыше 22 баллов, это указывает на нарушение адаптации. При длительном воздействии на него психотравмирующей ситуации могут возникнуть психические проблемы.
  • Чередование высоких и низких показателей (зубчатый профиль) может указывать, на сложности в общении с таким человеком или же наоборот говорить о том, что данная личность интересная и неординарная.
  • Все показатели менее 6-ти балов. Это может говорить о том, что человек стремился «правильно» отвечать на вопросы либо характеризует личность, как апатичную и безынициативную.
  • Высокие показатели (свыше 18 баллов) сразу по 3-м свойствам (гипертимности, циклотимности и демонстративности) свидетельствуют о мощной жизненной силе человека. Низкие показатели (менее 7-ми) говорят о дефиците энергетических ресурсов.
  • Высокие (более 18-ти баллов) показатели черт, связанных с чувствами и эмоциями (эмотивность, застревание, экзальтированность, возбудимость, тревожность) говорят о том, что чувства преобладают над разумом. Человеку трудно их контролировать, что вызывает сложности в общении. Низкий балл (менее 7-ми) по этим чертам характера говорит о низкой контактности и отсутствии эмоциональных реакций.
Классификация акцентуации характера по К. Леонгарду
Карл Леонгард (1904 – 1988)

Классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающим миром.

Умеренно общительный, склонный к нравоучениям, неразговорчивый. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором. Чувствителен к социальной справедливости. Дело, за которое он берётся, стремится выполнить качественно, добиться высоких показателей в любой деятельности, предъявляя повышенные требования к себе. Честолюбив, ревнив, иногда чрезмерно самонадеян. На работе предъявляет повышенные требования к подчинённым, в семье также непомерно требователен.

Возбудимый

Определение и типы акцентуации характера

Характеризуется низкой контактностью в общении, замедленностью вербальных и невербальных реакций. Они часто угрюмы, занудны, склонны к брани и конфликтам, в которых сами являются активной и провоцирующей стороной. Очень властны в семье, в коллективе неучтивы. Если находятся в спокойном эмоциональном состоянии, они добросовестны и аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако, в состоянии эмоционального возбуждения плохо контролируют своё поведение, раздражительны и вспыльчивы.

Демонстративный

Иногда этот тип называют истероидным. Люди данного типа легко устанавливают контакты, стремятся к лидерству, любят власть и похвалу. Быстро приспосабливаются к людям, но склонны к интригам, при своей внешней мягкости. Окружающих они раздражают своей самоуверенностью и высоким уровнем притязаний. Как правило, сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.

Педантичный

Добросовестны, серьёзны, надёжны, аккуратны. В конфликты вступают редко. На работе предъявляют многочисленные формальные требования к членам коллектива, ведут себя как бюрократы. Их формализм и брюзжание сильно раздражает окружающих. В семье чрезмерно требовательны к аккуратности и порядку.

Гипертимный

Характеризуется чрезмерной контактностью, словоохотливостью. У этого типа ярко выражены жесты, мимика и пантомимика. Во время общения отклоняются от темы, либо меняют её. Не терпят замечаний. Они инициативны, энергичны, полны оптимизма, жаждут деятельности. Однако часто бывают зачинщиками конфликтов, легкомысленны, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям. Не любят одиночество, жёсткую дисциплину и монотонную работу.

Дистимный

Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они обычно домоседы, избегают шумных компаний и вечеринок, ведут замкнутый образ жизни. Легко вступают в конфликты. Наделены обстоятельным чутьём, серьёзны, добросовестны. Имеют обострённое чувство справедливости. Дистимному типу характерны замедленность мышления, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

Циклоидам свойственны частые смены настроения, высокомерность в обращении с людьми. В период повышенного настроения они общительны, в период подавленного настроения – замкнуты. Во время душевного подъёма ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

Людям этого типа свойственны высокая контактность, влюбчивость, словоохотливость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов, в споре могут быть как активной, так и пассивной стороной. Дорожат близкими и друзьями, очень к ним привязаны и внимательны. Склонны к состраданию, альтруистичны, имеют хороший вкус, способны проявлять яркие и искренние чувства. Их негативные черты: приверженность к сиюминутным настроениям, паникёрство.

Тревожный

Данный тип отличается низкой контактностью, робостью, неуверенностью в себе, часто доминирует минорное настроение. Редко вступают в конфликты с людьми, играя в них лишь пассивную роль. Часто бывают мишенями для насмешек и «козлами отпущения». Они дружелюбны, самокритичны, исполнительны.

Эмотивный

Люди с таким типом акцентуации характера предпочитают общение у узком кругу избранных, которых они понимают с полуслова. В конфликтах играют пассивную роль, стараются их избегать. Обидчивы, но обиды носят в себе. Чрезмерно чувствительны и слезливы. Обладают сосредоточенностью, обострённым чувством долга, исполнительностью.

Экстравертированный

Отличаются высокой контактностью, у них много друзей и знакомых. Они словоохотливы, даже болтливы, открыты для любой информации. В общении не занимают лидирующих позиций, предпочитают подчиняться, находиться в тени. Исполнительны, всегда готовы внимательно выслушать другого. Негативные черты: подверженность влиянию, необдуманность поступков, легкомыслие, страсть к развлечениям, склонны к распространению слухов и сплетен.

Интровертированный

Характеризуются очень низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Конфликтуют только в тех случаях, когда другие вмешиваются в их личную жизнь. Любят одиночество. Принципиальны, сдержанны, имеют твёрдые убеждения. Однако, упрямы, регидны в мышлении, склонны упорно отстаивать свою точку зрения или идеи, несмотря ни на что.

Особенности акцентуации у подростков

Акцентуации личности формируются в подростковом возрасте. В этом же периоде они проявляются особенно ярко. Причиной тому является импульсивность подростков, неумение контролировать свои эмоции и поступки. Те или иные акцентуации личности присутствуют у 90-95% подростков.

Само наличие усиленной черты характера не несет опасности, но делает подростка чрезвычайно чувствительным к внешним ситуациям и внутренним конфликтам, влияет на отношения с родителями и сверстниками. Одни и те же акцентуации при неблагоприятных условиях могут стать причиной правонарушений, а при правильном подходе и грамотном выборе профессии помогут добиться успеха в жизни.

Компания ребят с разными характерами

Родителям важно знать о наличии акцентуации характера у подростка, чтобы помочь ему адаптироваться к жизни, построить такой стиль воспитания, который будет максимально эффективен. Задача родителей развивать в подростке качества и навыки, которые сгладят акцентуированную черту характера.

Предлагаем ознакомиться  Каков характер сыпи при кори

Истероидный тип

«Звезды класса», активисты, участвуют во всех мероприятиях. Отличаются артистизмом и желанием выделиться на фоне других. Не любят, если похвала достается кому то другому. Преувеличенно эмоционально реагируют на все события (при зрителях навзрыд рыдают).

Игра на публику, постоянная потребность во внимании признании или сочувствии.

ХарактеристикаПока они чувствуют, что любимы и все внимание обращено на них, проблем с поведением не возникает. В повседневной жизни всеми возможными способами привлекают к себе внимание. Это вызывающее поведение, выразительная манера говорить и яркая одежда. Приписывают себе достижения. Могут хвастаться, что много выпили, убегали из дома.

Лгут часто, в основном фантазии касаются собственной персоны. Не выносят, когда внимание окружающих переключается на других (новичка в классе, новорожденного, отчима). Могут предпринять действия, чтобы избавиться от конкурента, «назло» совершать поступки, которые заведомо не понравятся родителям. На словах отстаивают самостоятельность, иногда со скандалами, но нуждаются в опеке и не стремятся от нее избавиться.

ПроблемыЗачастую проблемы с поведением – это попытка привлечь внимание родителей. Имеют суицидальные наклонности, но цель не свести счеты с жизнью, а избежать наказания или добиться сочувствия. Попытки самоубийства демонстративные и не опасные. Легко поддаются внушению, рискуют попасть в «плохую» компанию.

Положительные стороны. Если их ставят в пример, то становятся очень старательны. Хорошо учатся, особенно в младших классах. Артистичны, успешны в танцах, вокале, разговорном жанре.

Как взаимодействовать

  • Поощрять говорить о других только хорошее.
  • Хвалить только за реальные достижения.
  • Дать задание — помочь сверстнику быть в центре внимания. Например, подготовить номер, в котором солистом будет кто-то другой.

Эпилептоидный тип

Свойства личности обусловлены пассивностью процессов, происходящих в нервной системе. Подростки с такой акцентуацией обидчивы и надолго застревают на обиде.

Отличительная черта. Периоды сильной раздражительности и неприязни к окружающим, продолжительностью до нескольких дней.

ХарактеристикаПодростки с эпилептоидной акцентуацией отличаются упрямым и неуступчивым характером. Они мстительны и не забывают обид. На первое место ставят личные интересы, не считаются с мнением окружающих. В компании пытаются стать лидерами, объединяя вокруг себя младших и слабых. Поскольку они деспотичны, то их власть держится на страхе.

Процесс взросления проходит проблематично. Подростки могут требовать не только свободы, но и своей доли имущества. Иногда часами злятся и плачут. Сильные эмоции провоцируют приступы гнева и агрессии. Во время приступов подростки ищут «жертву», на которую можно излить свои эмоции. Во время этих приступов могут дойти до садизма.

Проблемы.Суицидальные попытки, как реакция на «несправедливое» наказание. Склонны употреблять алкоголь в больших количествах «до потери памяти». Не помнят действия, которые совершают в этом состоянии. Но редко потребляют другие токсические средства. При половом созревании испытывают сильное сексуальное влечение, что может привести к развитию извращений. Отмечается пристрастие к поджиганию петард и разведению костров.

Положительные стороны.Дисциплинированность, аккуратность. Умеют расположить к себе преподавателей. Комфортно чувствуют себя в условиях строгой дисциплины (интернат, лагерь). Любят и умеют мастерить что-либо.Как взаимодействовать

  • Обеспечить безопасность и душевный комфорт для уменьшения раздражительности и агрессии.
  • Требовать неукоснительного соблюдения правил, установленных дома (не давать непрошенных советов, не перебивать). Это позволит родителям получить статус «сильного» в глазах подростка.

Шизоидный тип

Этот тип акцентуации проявляется еще в дошкольном возрасте: дети предпочитают игры в одиночестве общению со сверстниками.

Отличительная черта замкнутость, погруженность в мир фантазий.ХарактеристикаПредпочитают фантазировать, заниматься своим хобби, как правило узкоспециализированным (лепят из пластилина солдатиков, вышивают птиц). Не умеют и не хотят устанавливать эмоциональный контакт и общаться. Не выражают своих эмоций.

Определение и типы акцентуации характера

Замкнуты, не делятся своими переживаниями, не раскрывают свой внутренний мир. Сознательно выбирают одиночество и не страдают от отсутствия друзей. Сложности в общении связаны с непониманием чувств других: «Я не знаю, нравлюсь ли я этому человеку, как он отреагировал на мои слова». При этом мнение других их и не интересует.

Не способны радоваться вместе с друзьями или сопереживать чужому горю. Не тактичны, не понимают когда стоит промолчать, а когда настаивать на своем. Речь витиевата, высказывания часто с подтекстом, что еще более осложняет общение.Проблемы. Может развиться склонность к приему наркотических средств для усиления фантазий и погружения в свой придуманный мир.

  • Поощрять занятия в театральной студии – это поможет подростку научиться выражать эмоции, активно использовать мимику. Поощрять занятия танцами и единоборствами или другими видами спорта тренирующими пластику. Они научат владеть своим телом, сделают движения менее резкими и угловатыми.
  • Стимулировать быть в центре. Подросток должен периодически чувствовать себя в роли аниматора, отвечающего за развлечение других. Например, развлекая младшего брата и его друзей, он будет учиться говорить громко и эмоционально. Научится считывать реакцию на свои действия.
  • Прививать чувство стиля. Необходимо научить подростка следить за своей внешностью и за модой.
  1. Циклоидный. У жизнерадостных, общительных и активных детей в подростковом возрасте появляются длительные (1-2 недели) периоды сниженного настроения, упадка сил, раздражительности. Они называются субдепрессивной фазой. В эти периоды подростков больше не интересуют былые увлечения и общение со сверстниками. Начинаются проблемы в учебе из-за снижения работоспособности.

– чередование циклов приподнятого настроения с апатией и упадком сил.

Дефицит усидчивости, терпения и внимания приводит к тому, что подростки с циклоидной акцентуацией плохо выполняют монотонную скрупулезную работу. В субдепрессивной фазе плохо переносят изменения привычного уклада жизни. Становятся очень чувствительными к неудачам и критике. У них значительно падает самооценка.

Ищут и находят в себе недостатки, очень расстраиваются по этому поводу. В периоды подъема не любят одиночества – открыты, дружелюбны и нуждаются в общении. Повышается настроение, появляется жажда деятельности. На этом фоне улучшается успеваемость. В периоды подъема пытаются догнать упущенное в учебе и увлечениях.

Серьезные проблемы у подростка в субдепрессивной стадии могут стать причиной эмоционального срыва или даже спровоцировать попытку самоубийства. Не терпят тотального контроля, могут совершить побег в знак протеста. Отлучки из дома могут быть как короткие, так и продолжительные. В периоды подъема становятся неразборчивыми в знакомствах.

: в период подъема добросовестность, аккуратность, надежность, высокая продуктивность.

Как взаимодействовать Необходимо быть максимально терпимым и тактичным, особенно когда подросток переживает субдепрессивную фазу.

  • Оберегать от эмоциональных перегрузок.
  • Не допускать грубости и оскорблений, поскольку это может спровоцировать серьезный нервный срыв.
  • В периоды подъема необходимо помочь направить энергию в нужное русло. Поддерживать подростка в его увлечении, учить планировать свое время и доводить начатое до конца.
  • Поддерживать в негативной фазе, повышать его самооценку, подбадривать. Убеждать, что плохой период скоро закончится.

паронояльный

тип акцентуации у подростков не выделяют, поскольку его черты формируются позднее к 25-30 годам.

— высокая целеустремленность.

Ставит цель и ищет средства для ее достижения. В подростковом возрасте вражда к окружающим, как основная черта этой акцентуации, никак не проявляется. Будущую акцентуацию может выдавать преувеличенное чувство собственного достоинства, честолюбие и упорство. Также характерно «застревание», когда подросток долго не может отойти от состояния аффекта (сильных негативных эмоций).

Такие подростки с детства отличаются непослушанием и нежеланием учиться. Они нуждаются в строгом контроле. Боязнь наказаний является основным стимулом к учебе и выполнению обязанностей.

Отличительная черта – слабая воля, лень и желание развлечься.ХарактеристикаЛюбят удовольствия, нуждаются в частой смене впечатлений. Избегают любого труда под разными предлогами. Это особенно заметно при необходимости учиться или выполнять поручения родителей. Привлекательным для них кажется только общение в кругу друзей.

На этой почве рискуют попасть в асоциальную компанию. Легко поддаются негативному влиянию.Проблемы связаны с желанием развлечься. На этой почве рано начинают пить и использовать различные дурманящие средства. Довольно высок риск развития наркомании и алкоголизма. «По приколу» могут прогуливать учебу, угонять машины, проникать в чужие квартиры, совершать кражи и т.д. Имеют склонность к бродяжничеству.

Оцените статью
Мужская психология
Adblock detector