Понятие мышления, виды, операции и формы мышления — Студопедия

Виды мышления

Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Наглядно-образное мышление — база для формирования словесно — логического мышления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое)мышление — вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мыслительные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений.


Указанные виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному.

Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: предметно-действенного, наглядно-образного и понятийного. Соотношение этих видов мышления при этом определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий. Преобладание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности.

У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально — логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному и логическому мышлению и наоборот.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от дискурсивного,поэтапно развернутого, осознанного мышления. Высокая скорость интуитивного решения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления.

Оно приобретает особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение). Именно этими параметрами и характеризуется деятельность врача. Поэтому в практической деятельности врача все указанные виды мышления выступают в единстве.

Творческое и критическое мышление. Если рассматривать мышление с точки зрения новизны, оригинальности решаемой задачи, то можно выделить мышление творческое (продуктивное, дивергентное, креативное) и воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное). Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи. Гилфорд, известный исследователь креативного мышления, выделил четыри основных фактора креативности.

1. Оригинальность характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы.

2. Гибкость — способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению.

3. Интеграция как способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, подпосылок или принципов.

4. Чувствительность как умение подметить едва заметные детали, сходство или различие.


Изучая креативное мышление, Торранс установил, что пик креативности отмечается в детском возрасте (от 3,5 до 4,5 лет), затем она возрастает в первые три года обучения в школе и в предпубертатном периоде. В последующем отмечается тенденция к ее снижению.

В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться. Именно поэтому существует внутренняя цензура — человек отбраковывает все, что может оказаться непринятым другими людьми); ригидность — стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами, излишне высокая мотивация, стремление найти ответ немедленно также часто заставляет человека использовать первое пришедшее в голову решение, которое, как правило, не является новаторским.

Критическое мышление — проверка предложенных гипотез с целью определения области их возможного применения. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты.

Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить такие его качества: глубина-поверхностность; широта-узость; быстрота-замедленность; гибкость-ригидность; оригинальность-тривиальность.

Исследование мышления

Уже в ходе целенаправленной беседы мы можем оценить особенности мыслительного процесса у больного, вникнуть в сущность отдельных операций, выявить клинически очерченные нарушения течения ассоциаций или патологические идеи (бредовые, сверхценные, навязчивые). Следует обращать внимание на темп мышления, активность выполнения мыслительных операций.

При ускорении мышления оно характеризуется повышенной отвлекаемостью, поверхностностью ассоциаций, легкостью переключения с одной темы на другую, «скачкой идей». В случае замедленности процессов мышления больные медленно переходят от одного суждения к другому, умозаключения формируются замедленно, ассоциации возникают с трудом, переключение с одной темы на другую затрудненно.

Кроме опроса и оценки поведения, в исследовании мышления имеют большое значение экспериментально-психологические методы. Но без знания личностных особенностей больного правильная оценка результатов экспериментального исследования мышления весьма затруднительна. Существует большое число экспериментально-психологических методов, с помощью которых можно исследовать различные аспекты нарушения мышления.

Темп и течение ассоциаций.С физиологической точки зрения исследование ассоциаций есть не что иное, как исследование образованных в прошлом жизненном опыте временных связей. Они воспроизводятся под действием слов-раздражителей и выражаются в речевых реакциях. Эта методика пригодна для изучения скорости образования ассоциативных связей (темпа мышления), развитости процессов обобщения и отвлечения, а также других особенностей мышления и личности в целом.

В наиболее распространенном классическом варианте ассоциативного эксперимента больному предлагается на каждое предложенное экспериментатором слово сразу отвечать одним первым пришедшим на ум другим словом.


Обычно предлагается набор из 20-60 слов: фиксируется ответ, а также время между словом исследователя и ответной реакцией больного (латентный период, равный в норме 1,5-2 с).

Классификация — операция процесса мышления, которая требует умения выделять существенные признаки предметов.

Методика направлена первоочередно на исследование мышления (процессов обобщения и абстрагирования, последовательности умозаключений и т.п.), но она дает также возможность анализа критичности и обдуманности действий больного, объема и устойчивости его внимания, личностных реакций на свои достижения и неудачи.

Методика применима для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако для исследования детей до 3- 4-го класса школы и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия). Предлагается рассортировать (классифицировать) с обоснованием своего решения 70 карточек с цветными и черно-белыми изображениями различных предметов, людей, животных, растений.

Методика позволяет выявить снижение процесса обобщения, которое характерно для больных олигофренией и эпилепсией. Конкретное мышление, которое характерно для олигофрении, определяется в случаях, когда испытуемый объединяет предметы в сугубо конкретные ситуационные группы (например, пальто со шкафом, «потому, что пальто висит в шкафу»).

Склонность к детализации, характерная для больных эпилепсией, определяется в случаях, когда испытуемый выделяет группы правильно, но слишком их дробит(например, «одежда домашняя и одежда на выход», «мебель мягкая и мебель кухонная»). От излишней детализации следует отличать такое выполнение задания, когда групп также много, но это связано не с дроблением, а наличием одноименных групп.

Методика весьма чувствительна к выявлению специфических нарушений мышления, характерных для больных шизофренией: искажения процессов обобщения, актуализации случайных ассоциаций, разноплановости мышления и некоторых других. Главное, что можно отметить в этих случаях, заключается в том, что больные начинают складывать одни группы чрезвычайно обобщенно, а другие — чрезмерно детально.

Существует ряд модификаций методики классификации: классификация геометрических фигур, специальные задания на исключение понятий, выделения существенных признаков предметов.

Методика «Исключение предметов (понятий)» — оценивается способность разграничивать разнородные понятия. Испытуемый должен исключить из группы «лишний» из четырех или пяти предметов (например: «стол, ступ, кровать, пол, шкаф»; «дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий»).

Иногда специально вводят в задание карточки с рисунками (словами), где нельзя провести такого рода исключение и обобщение. Здоровые обследуемые в таких случаях заявляют, что задание невыполнимо, а больные шизофренией с легкостью объединяют в группу предметы, используя «слабый», латентный признак того или иного предмета.

Методика «Выделение существенных признаков предметов (понятий)» — позволяет судить о качестве понимания главных и второстепенных признаков предметов и явлений.Предлагаются задания, где испытуемый должен выделить существенные признаки ключевого понятия, подчеркнув признаки, без которых данное понятие не существует (например, «Сад: растения, садовник, собака, забор, земля» или «Река, берег, рыба, рыболов, тина, вода»).

Понимание переносного смысла пословиц. Для изучения процессов абстрагирования больному можно предложить задания на понимание переносного смысла пословиц или понимание содержания сюжетных картин и коротких рассказов (в том числе с нелепостями). Здесь существенную роль в общей оценке результатов играет отношение обследуемого к допускаемым ошибкам — замечает ли он их самостоятельно, или только с помощью экспериментатора. Требуется знать при этом, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.

Формирование искусственных понятий(методика двойной стимуляции). Испытуемому предлагается два ряда стимулов: один ряд играет роль объекта, на который направлено поведение, другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется. Например, имеется набор объемных геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету.

На обратной стороне фигур написаны незнакомые испытуемому слова («окс», «нур» и др.). Требуется после нескольких проб найти все фигуры с данными словами. Обращают внимание на то, сколько понадобилось таких проб, чтобы у испытуемого сформировалось искусственное понятие, т.е. признак, по которому осуществлялся выбор.

Иногда, правильно распознавая фигуры, обследуемый не может правильно назвать их общие признаки, что может свидетельствовать о слабости процессов обобщения и отвлечения на вербальном уровне. Таким образом, предметом изучения в данном эксперименте становится не только процесс сравнения и обобщения фигур, но и влияние на этот процесс слова (знака), обозначающее искомое сочетание признаков.

Предлагаем ознакомиться  Что такое генетический синдром Жильбера и как лечить заболевание?

Исследование логических связей и отношений между понятиями — применяется методика образования парных аналогий в рисуночном и словесном вариантах, где в соответствии с образцом (пара слов) подбирается новая пара, аналогичная по признаку, представленному в образце. Например: школа/обучение; больница/(доктор, ученик, учреждение, лечение, больной).

Понимание силлогизмов. Особую группу методов составили методики исследования логического мышления с помощью изучения понимания испытуемым умозаключений на основе четырех фигур силлогизма, а также их графических изображений в виде пересекающихся контуров (кругов или эллипсов) силлогизмов, отношений между объемами понятий — диаграммы Венна и др.

Исследование конструктивного мышления. Для исследования конструктивного мышления используются специальным образом окрашенные кубики (кубики Коса, куб Линка), из которых предлагается выложить по образцу узоры (сложности или сложить большой куб заданного цвета.

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

На основании экспериментально-психологических исследований мышления обычно можно выделить три основных вида нарушений мышления (Зейгарник Б.В., 1962): нарушения операциональной стороны мышления; нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления; нарушения динамики мыслительной деятельности.

I. Нарушения операциональной стороны мышления заключаются в том, что у больных нарушается и теряется возможность пользоваться основными операциями мышления. Обычно это относится к операциям обобщения и отвлечения (абстрагирования). Нарушения операциональной стороны мышления обычно сводятся к двум его крайним вариантам: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

1. Снижение уровня обобщения — в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны. Наиболее типичны такого рода нарушения для больных со слабоумием.

При ярко выраженном снижении уровня обобщения они совсем не справляются с задачей на классификацию. Затруднена также умственная операция объединения и противопоставления (исключение, лишнего из четырех предъявленных предметов), недоступным становится тол­кование и понимание переносного смысла пословиц.

2. Искажение процесса обобщения — является как бы противоположностью снижения уровня обобщения, так как существенные свойства предметов, явлений существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. При этом больной может их выделить путем абстрагирования, т.е. в основу обобщения им берутся чрезвычайно общие признаки и связи, но они носят совершенно случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

Например, при классификации больной объединяет вилку, стол и лопату в одну группу по признаку «твердости», а гриб, лошадь и карандаш объединяет в группу по признаку «связи органического с неорганическим». Все это создает основу для бесплодного мудорствования — резонерства. Наиболее характерны нарушения мышления по типу искажения процесса обобщения для больных шизофренией.

II. Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления проявляются в нарушениях регулирующей, мотивационной функции мышления, а также его критичности с феноменами актуализации латентных свойств понятий, «разноплановости» и «разорванности» мышления.

Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности оно всегда определяется целью, т.е. поставленной задачей. Утеря целенаправ­ленности приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и утрате мышлением регулирующих поведение функций, поскольку не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений и чувств человека, его личности в целом.

Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у боль­ных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализа­ции латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов, которые приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта.

Например, больной в одну группу объединяет солнце, свечу и керосиновую лампу и исключает электролампу. При этом он говорит, что «электролампа слишком пахнет цивилизацией, которая убила все, что оставалось в человеке хорошего…». В другом случае больная, правильно выполняя многие экспериментальные задания, вдруг в опыте на «исключение лишнего» при предъявлении карточек с изображением очков, весов, термометра и часов предлагает группу «медицинских» предметов:

Такого рода единичные отклонения от правильного выполнения методики классификации составляют сущность нарушений мышления по типу соскальзывания. Больной, правильно решая задание в целом, вдруг неожиданно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен продолжать рассуждения последовательно, не возвращаясь к допущенной ошибке и не исправляя ее. Соскальзывания в мышлении обычно обнаруживаются у больных с начальными формами шизофрении.

Особенно ярко нарушения личностно-мотивационного компонента мышления проявляются в разноплановости мышления. Здесь больные также не выдерживают единой линии рассуждения при рассмотрении какого-нибудь явления, а подходят к нему с разных позиций. Суждения при этом протекают у больного как бы в разных плоскостях.

Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих личных вкусов и установок. В этих случаях также происходит актуализация «латентных» свойств объектов, существующих наряду с адекватными реакциями. Например, больной объединяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании частного признака — материала (железные, стеклянные), цвета (красные, синие), то на основании своих моральных или общетеоретических представлений — группа «выметающих все плохое из жизни», группа, «свидетельствующая о силе ума человека». Таким образом, в течение выполнения методики классификации появляется несколько таких неадекватных групп выполнения задания.

Актуализация латентных свойств понятий, разноплановость мышления и резонерство (склонность к бесплодному мудрствованию) находят свое выражение в речи, которая приобретает у ряда больных «разорванный», не понятный для окружающих характер, так как состоит из набора совершенно не связанных между собой фраз.

Предложения при внешне грамматически правильной форме совершенно лишены смысла — части предложения логически между собой не связаны. Такая речь является клиническим выражением разорванности мышления. Нередко таким больным не нужен и собеседник (симптом монолога), т.е. речь для них утрачивает свою функцию общения.

III. Нарушения динамики мыслительной деятельности проявляются в инерт­ности (вязкости) или в лабильности мышления как психического процесса, состоящего из цепи умозаключений, переходящих в рассуждения.

При инертности мышления обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. При этом больным трудно менять избранный способ работы, изменять ход своих рассуждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Конкретные связи прежнего опыта доминируют, появляется наклонность к излишней детализации и обстоятельности. Наиболее часто инертность мышления встречается при эпилепсии.

При лабильности мышления имеют место обратные соотношения — мысли и представления так быстро сменяют друг друга, что больные иногда не успевают регистрировать их в своей речи. Они не успевают закончить одну мысль, как уже переходят к другой. Вследствие повышенной отвлекаемости они становят­ся малопродуктивными: происходит чередование обобщенных решений с кон­кретно-ситуационными, а логические связи часто подменяются случайными сочетаниями.

Классическая классификация расстройств мышления

Классификации нарушений мышления в патопсихологии дают возможность глубже понять психологическую структуру большинства клинических проявлений мышления, но не заменяют клинических классификаций. Расстройства мышления у больных в психиатрии чаще всего условно подразделяют на две большие группы: количественные (расстройства ассоциативного процесса) и качественные (патология суждений и умозаключений).

I. Патология ассоциативного процесса. Большинство ассоциативных расстройств мышления встречаются не в изолированном, «чистом» виде, а в самых разнообразных сочетаниях.

1. Нарушения темпа мышления

  1. Ускоренное мышление (тахифрения) — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление сохраняет целенаправленность, но становится малопродуктивным, так как начинают преобладать простые ассоциации (по созвучию, сходству, смежности, контрасту), мысли становятся поверхностными и малодоказательными. Высшей степенью ускорения мышления является симптом «скачки идей» — крайняя отвлекаемость с непрерывной сменой тематики высказываний в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения. Ускоренное мышление характерно для маниакальных состояний.
  2. Замедленное мышление (брадифрения) — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление при этом хотя и сохраняет свою целенаправленность, но также становится малопродуктивным — ассоциативный процесс обедняется и скудеет. Замедление ассоциативного процесса типично для депрессий.

2. Нарушения подвижности мышления

а)  Детализированное мышление — цель рассуждения достигается не по краткому пути, а через множество побочных, второстепенных ассоциаций, несущественных деталей и подробностей, что делает мышление неэкономичным.

б)  Обстоятельное мышление — выраженная детализация, сочетающаяся с длительным застреванием на побочных ассоциациях (обстоятельность), но все же с последующим возвращением к основной теме мысли; это «лабиринтное», малопродуктивное мышление.

в) Вязкое мышление — крайняя степень обстоятельности, при которой детализация до такой степени искажает основное направление мысли, что делает ее практически непонятной, а мышление непродуктивным. Больной обычно сам не может удержать основную линию разговора, так как не может освободиться от побочных ассоциаций и застревает, «вязнет» в них.

Предлагаем ознакомиться  Как продлить оргазм у мужчины и как происходит


В ряде случаев «застревание мысли» проявляется в том, что больной на любые вопросы дает один и тот же ответ или однообразно повторяет одну фразу. Такое нарушение мышления называют персеверацией. Персеверации наблюдаются и при поражении сенсорного центра речи Вернике.

Нарушения подвижности мышления характерны для эпилептического слабоумия, органических заболеваний мозга.

3. Нарушения целенаправленности мышления

а) Резонерское мышление — цель рассуждения «ускользает» от больного, что приводит к «рассуждательству» по несущественному поводу, пустословию, окружающим непонятно, «зачем» он это говорит. Содержание — банальные нравоучения, морализированные, известные изречения и т.п. Речь построена грамматически правильно, но многословна и перегружена причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Такое мышление непродуктивно, является конкретным, так как не опирается на опыт и не относится к абстрактному ввиду отсутствия обобщения.

б) Атаксически-ассоциативное («разорванное») мышление — характерно полное отсутствие логической связи между ассоциациями: то, что должно быть объединено — разъединяется, а разнородное — соединяется. Атаксическое мышление обычно проявляется в грамматически правильно построенных фразах: «Пошел в магазин верхом на трехэтажном доме», «Летит крыльями под водой», и т.п.

в) Паралогическое мышление- также нарушается образование логических связей между ассоциациями, но в отличие от разорванного мышления, где понятия и представления сочетаются друг с другом на основе совершенно случайных признаков, здесь мышление характеризуется явными нарушениями формальной логики.

Больной приходит к совершенно необоснованным, даже нелепым выводам, так как в цепи рассуждений происходит «соскальзывание» с основного ряда мышления на побочный в силу утраты логической связи между элементами. Точнее, ассоциации здесь возникают не по законам общепринятой логики, а на основе какой-то другой, «понятной» только самому больному логики (аутистическая, «кривая» логика).

Характерной особенностью паралогического мышления является и то, что один объект может рассматриваться в качестве эквивалента любого другого, если между ними обнаруживаются черты сходства.

г) Символическое мышление. Символика свойственна и нормальному мышлению, когда она отражает общепринятые идеи и взгляды (герб, математические знаки, персонажи басни и пр.). При патологическом символизме она сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. При этом логическая переработка в рассуждениях больного имеется, но в общепринятые понятия, которыми опе­рирует его мышление, вложен иной смысл, который понятен только ему самому. В результате многие явления и предметы окружающего мира приобретают для больного особое, отличающееся от общепринятого, значение.

В начальных стадиях символизм может проявляться аморфностью мышления, где заметна только нечеткость использования понятий. При этом грамматически правильно построенная речь приобретает расплывчатый характер, и мысли больного в силу этого окружающим малопонятны — неясно, «о чем» больной говорит (отличать от резонерства, где неясно, «зачем» больной это говорит).

II. Патология суждений и умозаключений. К этой группе расстройств относятся бредовые, сверхценные, навязчивые и доминирующие идеи.

1.   Бредовые идеи — это возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни каким-либо другим способом. Совокупность бредовых идей называется бредом. Бред всегда возникает на болезненной основе и нарушает адаптацию человека к своей среде; он вытекает не столько из знаний и опыта, сколько из внутреннего, аффективно-психического состояния.

Личность охвачена (эмоционально вовлечена) ложным убеждением, хотя оно и неприемлемо для других людей данной культуры или субкультуры (т.е. это убеждение не является религиозным догматом или суеверием). Таким образом, в определении бредовых идей наиболее существенными являются следующие четыре момента: ложное содержание идей, болезненная основа их возникновения, убежденность в их правильности, недоступность психологической коррекции.

Такой бред также называют первичным бредом, а при его формировании можно часто заметить определенную этапность — сначала бредовое настроение, а затем бредовое восприятие и толкование внешних событий с последующей «кристаллизацией» самой бредовой идеи. При первичном бреде можно даже говорить о своеобразной вере больного в свои болезненные идеи — он «чувствует», что он прав (аналогично религиозным чувствованиям или при суевериях у здоровых).

В отличие от первичного, вторичный бред доступен пониманию и объяснению в сочетании с другими психопатологическими явлениями, такими как галлюцинации или изменения настроения. Например, больной, который убежден, что его «отравляют соседи», может первоначально получить эту информацию от «голосов», которые он «слышит».

2. Сверхценные (бредоподобные) идеи. Представляют собой суждения или комплекс мыслей, односторонне отражающих реальные обстоятельства и доминирующих в сознании в силу их особой личностной значимости. Главная отличительная черта сверхценной идеи заключается в том, что в ее основе всегда лежит какой-либо реальный факт, правда весьма незначительный, мелкий.

Однако суждения и умозаключения, возник­шие на основе мелких фактов, в сознании больного начинают переоцениваться в их значении и занимать в жизни незаслуженно большое место. Сверхценные идеи, в отличие от бредовых, никогда не носят характера нелепости, и больного можно в некоторой степени разубедить в них на непродолжительное время.

3. Навязчивые идеи. Навязчи­вые идеи характеризуются появлением в сознании неотступных и назойливых мыслей, которые сам больной критически оценивает как болезненные, неле­пые и не соответствующие действительности, но устранить их вновь и вновь повторяющееся возникновение не может.

Факт этой неодолимой навязанности (обсессии) субъективно тяжело переживается человеком. Навязчивые идеи довольно часто сочетаются с навязчивыми действиями (неодолимая потребность совершать какое-либо действие» или поступок). Все виды навязчивостей, могут возникать при относительно редком заболевании (0,05% в населении) — неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство).

Отвлеченные навязчивости — бесплодное мудрствование, навязчивый счет и навязчивые репродукции.

Бесплодное мудрствование, или душевная, умственная жвачка, руминация, проявляется навязчивым стремлением вновь и вновь разрешать ненужные или даже бессмысленные вопросы (например, больной вынужден думать, почему правая рука называется именно правой, а левая- левой).


Навязчивый счет (арифмомания) выражается назойливым стремлением считать и удерживать в памяти количество пройденных шагов, прохожих, столбов, автомобилей, производить в уме счетные операции.

Навязчивые репродукции — назойливое припоминание забытых или ненужных терминов, имен, определений, эпизодов из жизни. Например, ономатомания — это навязчивое вспоминание различных имен.

Образные навязчивости — это преимущественно простые фобии (страхи конкретного содержания), навязчивые опасения, представления и воспоминания, контрастные представления и хульные мысли, а также навязчивые влечения к действию (компульсии).

Фобии — в отличие от навязчивых мыслей и действий, при фобиях, т.е. навязчивых страхах конкретных ситуаций или предметов, больной не испытывает тревоги и дискомфорта, если не сталкивается с устрашающими объектами. Однако они формируют ограничительное поведение: больной начинает избегать пугающих ситуаций, когда это возможно.

4 . Доминирующие идеи. Доминирующей идеей следует называть такую мысль, которая занимает в сознании человека незаслуженно большое место. Доминирующие идеи часто бывают у здоровых людей, когда они усиленно к чему-то стремятся и сосредоточены на достижении цели. У больных отношение к доминирующим идеям бывает разным, но иногда эти идеи начинают их тяготить.

Не сомневаясь в их правильности, больной понимает, что они совершенно неправомерно все время владеют им. Эти идеи болезненны не потому, что они неправильно отражают действительность, а потому, что какой-либо реальный факт привлек к себе упорное внимание на слишком долгое время («прилипание» внимания). Довольно часто в психиатрической клинике доминирующие идеи предшествуют возникновению других болезненных идей, в частности бреда.

Тема занятия №4. мышление. воображение. речь

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 2 часа.

Цель: Изучить процессы мышления, воображения, речи. Разобрать основные виды, типы, формы и функции мышления, воображения и речи. Научить дифференцировать нормальное и патологическое мышление, воображение и речь.

Студент должен знать:

  1. Определение понятий «мышление», «воображение» «речь».
  2. Виды, формы, методы, операции, индивидуальные особенности мышления.
  3. Развитие мышления в онтогенезе. Законы логики и мышления.
  4. Нарушения мышления. Патопсихологическую и клиническую классификацию расстройств мышления.
  5. Виды воображение. Ятрогении.
  6. Патологические формы воображения.
  7. Виды и функции речи. Соотношение мышления и речи.
  8. Нарушения речи.

Студент должен уметь:

  1. Исследовать мышление. Уметь дифференцировать нормальное и патологическое мышление. Диагностировать нарушения мышления и воображения.
  2. Исследовать нарушения речи.
  3. Провести методику А.Алексеевой, Л.Громовой по определению индивидуальных стилей мышления.

Темы проектов, рефератов.

  1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления исследования.
  2. Особенности нарушения мышления при поражениях мозга.
  3. Роль клинического мышления для специалистов медицинских профессий.
  4. Нарушения развития мышления у детей.
  5. Влияние общения врача с больным на динамику лечения.
  6. Использование особенностей воображения человека в целях психодиагностики.
  7. Речь. Виды речи. Нарушение формирования речи.
  8. Воображение. Виды воображения. Патологические формы воображения.
  9. Ятрогении.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 880 с.: илл.
  2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002.
  3. Менделевич В.Д.Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕД — пресс, 2001. — 592 с.
  4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.

Дополнительная литература:

  1. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
  2. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
  3. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога/ сост.С.Л. Соловьева. — М., 2006.
  4. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.
  5. Немов « Психология». — М., 2002.
Предлагаем ознакомиться  Как определить тромбоз в домашних условиях

Исходный контроль уровня знаний:

  1. Дайте определения мышления, воображения и речи.
  2. Какие виды и формы мышления вы знаете?
  3. Как мышление связанно с другими психическими процессами?
  4. Как влияет мышление на воображение и речь?
  5. Как вы думаете, какое влияние оказывают эмоции на мышление?
  6. Какие причины могут привести к нарушению процессов мышления, воображения и речи?
  7. Какие нарушения функций мышление, воображения и речи вы знаете?
  8. Как вы думаете, как влияют недоразвития зрительного, слухового и речевого аппаратов на формирование и развитие мышления, воображения и речи?

Основные вопросы темы:

  1. Определение понятия «мышление». Основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение (сличение и различение), абстракция (отвлечение), обобщение, конкретизация, систематизация (классификация).
  2. Виды мышления: конкретно-действенное, наглядно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактно-логическое (знаково-символьное, словесно-логическое), творческое (креативное) мышление.
  3. Основные формы абстрактного мышления: понятие (категория, определение понятия), суждение, умозаключение.
  4. Методы мышления: дедукция, индукция и аналогия и соответствующие им умозаключения. Механически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.
  5. Стратегии мышления: случайный, рациональный и систематический перебор. Этапы подготовки и инкубации в мышлении.
  6. Индивидуальные характеристики мышления: широта и глубина, последовательность, гибкость, самостоятельность, критичность мышления.
  7. Развитие мышления в онтогенезе, стадии и возрастная периодизация, классификация, работы Ж.Пиаже, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина и др.
  8. Методики исследования мышления.
  9. Основные законы логики и их роль в изучении феномена мышления у человека в норме, при пограничных состояниях и при патологии.
  10. Патология мышления. Клиническая и патопсихологическая классификации расстройств мышления.
  11. Воображение, нормальные и патологические формы, роль воображения в развитии психики, активное и пассивное воображение, фантазии, возрастные половые и социальные аспекты.
  12. Речь и мышление. Мимика и пантомимика в речи. Устная и письменная речь, этапы развития речи. Патологии речи.

Итоговый контроль уровня знаний:

  1. Дайте определение мышления. Виды мышления и формы мышления?
  2. Какими интегральными характеристиками описываются индивидуальные особенности мышления?
  3. Почему больным неврозами свойственно мышление, которое обычно обозначают как кататимное?
  4. Как в процессе беседы выявить сохранность умственной операции обобщения или абстрагирования у пациента с подозрением на олигофрению?
  5. Почему грезы относятся к формам пассивного воображения? Могут ли грезы быть преднамеренно вызваны человеком?
  6. В чем отличие продуктивного воображения от воображения репродуктивного?
  7. Что собой представляют ятрогенные заболевания? Как осуществляется профилактика ятрогений?
  8. Как используются особенности воображения человека для целей психодиагностики?
  9. Чем психотические фантазмы отличаются от фантазмов непсихотических?
  10. Дайте определение речи. Как соотносятся между собой речь и язык?
  11. Что собой представляет внутренняя речь? Как она формируется в онтогенезе, какие функции выполняет?
  12. В чем заключено различие между экспрессивной и импрессивной речью?
  13. Чем отличается калькирующая речь от разговорной жестовой речи глухонемых людей?
  14. Исчезновение потребности в общении является главным признаком аутизма. Что такое «аутизм наоборот» и каковые признаки?
  15. Какой главный признак отличает афазии от алалии?
  16. Что обозначают понятиями левополушарного и правополушарного мышления?
  17. В чем заключаются различия между конвергентным и дивергентным мышлением?
  18. Как в предметном варианте методики классификации проявляется феномен разноплановости мышления?
  19. Какие главные различия существуют между сверхценными и навязчивы­ми идеями ревности, болезни сердца?
  20. Каким образом проводится оценка патологичности детской лживости?
  21. Какие отдельные феномены детского фантазирования должны настораживать в плане возможности наличия у ребенка психического заболевания?
  22. Как называется недостаток произношения буквы «р»? к какой группе расстройств относятся дислалии?

Тестовые задания

1. Мышление включает следующие операции, кроме:

  1. анализа;
  2. абстракции;
  3. разделения;
  4. обобщения.

2. Особенностями, препятствующими творческому мышлению, являются указанные, кроме:

  1. склонности к конформизму;
  2. способности видеть объект под новым углом зрения;
  3. ригидности мышления;
  4. внутренней цензуры.

3. Наиболее тесно мышление связано со следующими психическими процессами:

  1. эмоции
  2. воображение
  3. воля
  4. речь
  5. внимание

4. К операциям мышления относятся:

  1. анализ
  2. ретенция (сохранение)
  3. обобщение
  4. воспроизведение
  5. абстракция
  6. конкретизация

5. Операция процесса мышления, которая требует умения выделить существенные признаки предметов:

  1. Обобщение
  2. Абстрагирование
  3. Классификации
  4. Умозаключение

6. К нарушениям подвижности мышления относятся:

  1. Ускоренное мышление
  2. Обстоятельное мышление
  3. Вязкое мышление
  4. Замедленное мышление
  5. Детализированное мышление

7. Паралогическое мышление это:

  1. Полное отсутствие логической связи между ассоциациями
  2. Нарушение образования логических связей между ассоциациями
  3. Цель рассуждения «ускользает» от больного, что приводит к «рассуждательству» по несущественному поводу, пустословие

8. Вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов:

  1. Наглядно-действенное
  2. Наглядно-образное
  3. Абстрактно-логическое

9. Опора в мышлении на латентные признаки, выявленная при проведении методики «пиктограммы» указывает на наличие:

  1. шизофренического симптомокомплекса
  2. невротического симптомокомплекса
  3. психопатического симптомокомплекса
  4. органического симптомокомплекса
  5. олигофренического симптомокомплекса

10. Продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции, общего развития психических способностей или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность называется:

  1. маразмом
  2. олигофренией
  3. дефектом
  4. деменцией
  5. деградацией личности

11. Бесплодное, бесцельное основанное на нарушении мышления мудрствование называется:

  1. демагогией
  2. краснобайством
  3. амбивалентсностью
  4. аутистическим мышлением
  5. резонерством

12. При интраверсии в отличие от аутизма, как правило, отмечается:

  1. критичность к собственной замкнутости
  2. менее выраженная замкнутость
  3. отсутствие галлюцинаций
  4. отсутствие бредовых идей
  5. некритичность к собственной замкнутости

13. Умозаключение относится к:

  1. мыслительным операциям
  2. мыслительным процессам
  3. мыслительным факторам
  4. мыслительным видам
  5. мыслительным механизмам

14. Снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения относят к:

  1. нарушениям динамики мыслительных процессов
  2. нарушениям операционной стороны мышления
  3. нарушениям личностного компонента мышления
  4. нарушениям процесса внешней опосредованности познавательной деятельности
  5. нарушениям процесса саморегуляции познавательной деятельности

15. Расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления называется:

  1. инертностью
  2. резонерством
  3. персеверацией
  4. соскальзыванием
  5. разноплановостью

16. Логофобия встречается при:

  1. шизофрении
  2. сахарном диабете
  3. заикании
  4. гиперкинетическом синдроме
  5. аутизме

17.Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:

  1. шизофренического симптомокомплекса
  2. невротического симптомокомплекса
  3. психопатического симптомокомплекса
  4. органического симптомокомплекса
  5. олигофренического симптомокомплекса

18.  Канцерофобия — это:

  1. навязчивый страх заболеть раком
  2. навязчивый страх заболеть любым онкологическим заболеванием
  3. сверхценная идея о наличии у человека раковой опухоли
  4. бредовая идея о наличии у человека раковой опухоли
  5. доминирующая идея о наличия у человека раковой опухоли

19. Плацебо-эффект связанный с:

  1. параметрами лекарственного вещества
  2. психологической установкой
  3. длительностью предъявления раздражителя
  4. наркотической зависимостью
  5. фактором неожиданности

20. Ятрогенными заболеваниями называются заболевания:

  1. вызванные патологическими формами воображения
  2. возникающие под влиянием неосторожного слова врача
  3. возникающие при недоразвитии речевой системы
  4. возникающие при нарушениях динамики мыслительной деятельности

Ответы

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

3

6

2,3,5

11

5

16

3

2

2

7

2

12

1

17

3

3

2,4

8

2

13

2

18

1

4

1,3,5,6

9

1

14

2

19

2

5

3

10

3

15

3

20

2

Типы мышления

Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделены механически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.

Механически-ассоциативный тип мышления — ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций.

Логически-ассоциативное мышление — отличается целенаправленностью и ценностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления. X. Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — «руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций.


Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе — при утомлении.

Индивидуальные особенности мышления

Все вышеуказанные различия в мыслительной деятельности людей (вид, тип и стратегии мышления) определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека. Они складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические свойства высшей нервной деятельности человека, его аффективной сферы, особенности функционального межполушарного взаимодействия.

Индивидуальные особенности мышления определяют такие интегральные его характеристики, как широта и глубина мышления, его последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность. Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются и выражены по-разному, что и характеризует индивидуальные особенности их мышления в целом.

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. Быстрота мышления — это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи. Такое мышление не поддается внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления — это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказаться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

Оцените статью
Мужская психология
Adblock detector