Что такое системное мышление и как его развить

Характеристики саморегулирующейся системы

В технике система — это объединенные структурно с определенной целью элементы.

Магазин, человек, группа людей, светофор, ракета — все это системы.

Элементами системы могут быть другие системы, которые в таком случае называют подсистемами.

Причем все относительно. Где-то человека удобно рассмотреть как систему (например, систему органов при мед. обследовании), а где-то – как подсистему, т.е. элемент большей системы (например, группы людей).

  1. системообразующий элемент (без которого система распадается)
  2. функция, которую выполняет система
  3. принцип, по которому объединяются её элементы

Как видите, оба определения логичны и верны.

1. Она должна быть устойчивой.

  • — Что сейчас происходит? (Анализ, измерение)
  • — Что будем с этим делать? (Обработка, принятие решения)
  • — Делаем. (Воздействие на систему)

Это ни что иное, как попытки привести систему к устойчивости в вашем понимании. Любые отклонения – и вы это чувствуете. И, при отсутствии системного видения проблемы, возможно, пытаетесь лечите не её, а симптомы.

Люди увольняются не потому, что им платят мало, например, а потому что появился вор, и они понимают, что начальник увольняет без понимания ситуации. И доувольнялся, что сотрудники сами смекнули, что пора уходить.

В общем случае правило такое – система с отрицательной (компенсирующей) обратной связью устойчива, с положительной (расшатывающей) – мчится к коллапсу.

Что такое системное мышление и как его развить

В прочем, есть и исключения. При определенных условиях положительную обратную связь можно вводить с пользой, а наличие отрицательной, вообще говоря, не гарантирует, что ваша система работает хорошо.

2. Реакция на внешние возмущения

Да, система может быть устойчивой: обогреватель включается и гарантировано шпарит горячий воздух, но в комнате все равно прохладно. Потому что не предусмотрели, например, открытое окно как внешнее воздействие, и от этого обратная связь не работает, хоть и не приводит к коллапсам) Или кто-то пнул обогреватель, и он перестал работать — система рассыпается.


Картинка 5. Всегда, всегда учитывайте возможные возмущения и старайтесь предусмотреть защиту от них

Кстати, на складе можно поставить побольше камер и следить за каждым сотрудником, чтобы точно никаких возмущений не пропустить.

3. Качество системы

Когда вы включаете обогреватель, он не сразу выдает горячий воздух. Он сначала дует холодным, а потом нагревается. Это переходной процесс. Он есть всегда.

До перехода в нужное вам состояние может проходить разное количество времени, и вам это важно.

Например, вы долго не могли найти вора на складе, поувольняли невиновных, встрепенули и повергли в шок других сотрудников, а потом через неделю, ура, нашли! Теперь, пока вы опять замотивируете сотрудников, установите новые более точные камеры, пока убедите их, что все хорошо, и бежать от вас не надо — пройдет не мало времени!

Это переходной процесс вашей компании, вашей системы. И от времени переходного процесса, пока система не пришла в нужное состояние, зависит все! Потому что он может быть таким долгим, что ваша отрицательная обратная связь просто не успеет отработать, и вы все-таки обанкротитесь.

Понятие системного мышления

Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.

Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое.

Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия.

Пример не технический

По тех. определению мы пониманием, что это набор электронных компонентов, предназначенный для подачи световых сигналов. По гуманитарному: системообразующий элемент – фонари, функция — регулирование движения, принцип – управлять движением автомобилей, показывая им разные цвета.

Система может быть саморегулирующейся. Об этом виде мы будем говорить больше всего. Это то, чем можно описать все компании, коллективы, автомобили, ракеты и т.д.

Предлагаем ознакомиться  Применение настойки пустырника для детей

В технике это называется системой автоматического управления. У нее есть обратная связь, которая определенным образом воздействует на ключевой элемент – объект управления.

Смысл в том, что, воздействуя на объект, обратная связь меняет его выходные характеристики, чтобы сделать их такими, какие нужны нам.

Что такое системное мышление и как его развить

Вы узнали, что кто-то подворовывает ваш товар на складе (количество товара на выходе стало неудовлетворительным). Вы нашли по видеозаписи сотрудника-вора (провели измерение), посовещались о его судьбе (провели обработку, приняли решение) и уволили негодяя (входное воздействие на склад).

Теперь ваш системообразующий элемент (склад) на выходе стал давать нужные показатели – товар в нужном количестве.

Потом товара опять стало не хватать. Анализ показал, что не хватает рабочих рук, и вы приняли другое решение – нанять еще работников, и снова ситуация выправилась.

Математическая обработка результатов измерения может быть сколь угодно сложной и неочевидной и даже при одних и тех же выходных данных может формировать абсолютно противоположные управленческие решения в зависимости от ситуации. Главное, должна сохраняться отрицательная обратная связь, которая всегда стремится вернуть систему к нормальному состоянию.

Понятно?))

Но это не все. Это примитивные примеры

Свойства системного мышления

Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:

  • Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
  • Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
  • Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
  • Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
  • Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
  • Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.

Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.

«Тетя Лена и обогреватель»

Система простая и изображена на картинке. Попробуем разобрать ее, объяснить принципы основные, а потом адаптируем под жизнь, управленческие решения, системное мышление и проблематику.


Картинка 1. Саморегулирующаяся система «Тётя Лена и обогреватель»

Представьте, есть комната – она будет нашим объектом управления. Управлять мы хотим температурой воздуха в комнате (управляемая величина). И менять температуру мы можем с помощью обогревателя, который стоит в углу, он будет управляющим элементом.

Таким образом у комнаты как у системы есть вход и выход. В качестве входа мы можем переключателем (ручкой) задать мощность, с которой греет воздух обогреватель. В данный момент, пока в комнате никого нет, обогреватель не работает, его переключатель стоит в положении «0». Поэтому на вход системы будет подаваться только холодный воздух с улицы (если окно открыто). Выходом будем считать температуру в комнате, она может быть любая, и от обогревателя не зависит, ПОКА он выключен.

Но вдруг у нас возникает обратная связь в виде некой тети Лены.

  1. Она вошла в комнату и ей стало холодно. Её кожа — это измерительный элемент. Это начало цепочки обратной связи. Чтобы как-то повлиять на ваш объект управления (обогреватель, холодильник, компанию, человека, систему мотивации и т.д.) вам нужно понять, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС, чтобы от этого строить управление. Сейчас тете Лене холодно, система выдает не ту температуру, которая ей нравится, и она это «кожей чувствует»)
  2. Тетя Лена обработала эту информацию в своей голове и приняла решение включить обогреватель, чтобы нагреть комнату до комфортной температуры. Это важный элемент обратной связи — математическая обработка, принятие решения на основе полученных данных. Тетя Лена в зависимости от того, насколько ей холодно, может включить обогреватель на малую мощность, чтобы лишь чуть-чуть подогреть, а может на полную, чтобы устроить ад на земле.
  3. Тетя Лена, выбрав температуру, выставляет мощность на обогревателе. Таким образом, система замыкается – с её выхода сигнал через тётю Лену попадает на вход системы.


Картинка 2. Пупырышки на коже — измерительный элемент

Но не забывайте, что тетя Лена жару переносит еще хуже, чем холод! А значит, она должна постоянно следить за температурой, чтобы в нужный момент обогреватель отключить. Как только после отключения комната подостынет, тетя Лена снова его на время включит.

Таким образом, она с помощью обогревателя регулирует температуру в комнате, чтобы поддерживать ее на комфортном уровне. И если рассмотреть комнату с тетей Леной как единую систему, то назвать ее можно не иначе как саморегулирующейся.

Предлагаем ознакомиться  Что такое хронический тубулоинтерстициальный нефрит неуточненный

А тетю Лену назовем «отрицательной» обратной связью. Не в том смысле, что она плохо влияет на комнату, а чисто в математическом смысле ­– как бы температура в комнате не отклонялась от комфортной, тетя Лена все эти расхождения быстренько «вычтет» своим обогревателем.

Как работает системное мышление?

Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.

Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.

Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.

Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.

Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.

Польза системного подхода

Что такое системное мышление и как его развить

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

Выработать навыки системно-векторного мышления можно в любом возрасте. Однако потребуется определенная работа. Систематическая, каждый день, по крайней мере, по 1-2 часа. Плюс-минус в зависимости от занятости и желания достичь результатов быстрее.

Каким образом можно развивать подобный подход к интеллектуальной активности?

Решением логических задач. При этом нужно стремиться решать их на время, как только проблем в целом не будет. Задачи на системное мышление в собственно подобном смысле можно создавать самостоятельно. Достаточно поставить цель и достигать ее. Например, анализировать статистику в числах, таблицах и диаграммах.

Необходимо работать с публицистическими и несложными научными текстами, материалами из сферы собственной, близкой профессиональной. Это позволит добиться лучшего результата.

Отличный способ — написание эссе по заданным темам.

Развитие системного мышления у взрослых проводится также по тестам, определенным выше. Они подходят не только для диагностики, но и для поступательного развития. Ответ на вопрос как развить системное мышление у детей примерно тот же. Только подбор методик нужно основывать на интеллектуальном уровне ребенка.

Постепенно практический вариант интеллектуальных навыков формируется и при эффективной работе, реализации в собственной профессиональной сфере. Не нужно бояться применять полученные умения на практике. Это, в конечном итоге, и является одной из важных целей. Нужно стремиться постоянно применять новые знания и навыки в прикладных целях.

А жизнь куда беспощаднее

Во-первых, на тот же обогреватель могут действовать совершенно непредвиденные факторы, например, его могут пнуть, и он сломается. Или тетю Лену может переклинить, она перепутает обогреватель с кондиционером и будет выкручивать ручку последнего пока не превратится в сосулю.

Это пример саморазрушающейся системы с положительной обратной связью.

Не смотря на название, такая связь обычно расшатывает вашу систему, потому что делает полную противоположность тому, что следовало бы.

Предлагаем ознакомиться  Обморок и потеря сознания: в чем разница? Оказание первой помощи

Тетя Лена пытается сделать теплее, а кондер охлаждает, она еще крутит ручку, а он еще сильнее морозит…

(Если возвращаться к ТАУ, конечно, положительная обратная связь не всегда уничтожает систему. Но мы сейчас говорим о системном мышлении)

Или на складе: допустим, что по видео не понятно, кто вор.

И вы увольняете того, кто вам меньше всего нравится. Вы его уволили, а воровство увеличилось. «Хм, совсем воры обнаглели, уволю-ка я его друзей!». Ну и уволили в итоге половину сотрудников, и товара в 2 раза меньше стало выходить, рабочих рук-то поубавилось… И уже не вор ваша главная проблема, а вы сами! Вы стали положительной обратной связью, увели свой бизнес не в ту степь и обанкротились.

Во-вторых, система может быть большой и сложной. Что я имею в виду.

Что такое системное мышление и как его развить

1. Элементов в обратной связи может быть много. Обратных связей тоже может быть больше одной.

Если тетя Лена имеет дело не с простым обогревателем, а с целой системой климат-контроля, то ей еще нужно найти правильную ручку, а то так и будет случайно выкручивать кондер, пытаясь согреться. Поиск ручки – это ещё одна обратная связь.


Картинка 3. Дополнительная обратная связь

2. Измерение -> обработка -> воздействие — это база. Но элементов может быть больше. В зависимости от ситуации. Ведь появившуюся вторую обратную связь можно рассмотреть как еще один этап обработки. Кто запрещает?


Картинка 4. Меняйте структуру системы так, как вам удобно, не упуская смысл

Тут важен ваш вижн и понимание.

Если бы все могли четко описать ситуацию, не субъективно, а на 100% объективно, то у нас ни одна компания бы не обанкротилась, а жизнь была бы идеальной с правильными решениями.

Потому что в зависимости от того, как мы увидели полную картину и проанализировали все факторы и выходные параметры, мы принимаем соответствующее решение. От того, какое решение мы приняли, зависит исход.

А исход, как вы сами понимаете, может быть печальным. Вас могут уволить, ваш склад обкрадут, тетя Лена вмерзнет в лед на 300 лет и многое другое.

Возможно, я вас расстрою, но это еще не все) Знаете, что ключевое во всем этом?

Как развить подобный подход к интеллектуальной деятельности

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

  • Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.
  • Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.
  • Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение. Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.
  • Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения. Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.
  • Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

Теперь всё-таки про мышление

  • Все, что вы видите, все процессы, все объекты, все организации можно описать как системы со всеми вытекающими. В вашем распоряжении будут все плюшки системного анализа.
  • Система с обратной связью может быть саморегулирующейся, может быть саморазрушающейся. Идеальная система должна быть устойчивой, с минимальным временем переходного процесса и качественно работающей (выполняющей целевую функцию так, как нам надо).
  • Системное мышление — это такое мышление, когда можете смоделировать в своей голове любой процесс и увидеть всю картину целиком, проанализировать все выходные данные, принять решение (провести мат. обработку) и знать, что надо делать, чтобы система вернулась к нужному состоянию.
  • Системная постановка проблемы — это такая постановка, в которой отражено, что было, что стало, и к каким последствиям это привело.

Я писала это долго, если надо что-то пояснить – пишите в комменты. Надеюсь на обратную связь от вас.

Всем котиков!

Оцените статью
Мужская психология
Adblock detector